Пришла Велика Коляда!

Описание: О нас
Модератор: Белояра

Белояра F
Аватара
Белояра F
Репутация: 140
Сообщения: 1737
С нами: 4 года 2 месяца
Откуда: Пятигорск

#1 Белояра » 25 декабря 2015, 23:19

Предновогодняя суета, запахи поставленной елки и мандарин в доме, подготовка новогодних костюмов, белое пушистое одеяло, покрывавшее все вокруг, особый запах морозного воздуха и скрип снега под ногами, веселый смех, звук колокольчиков и, конечно же, колядование – вот оно наше счастливое детство.
Сейчас дети предпочитают интернет и различные гаджеты и этот веселый праздник, когда мы бегали гурьбой по дворам, пели колядки, а потом делили угощения и устраивали веселый пир у кого-нибудь дома, а так же снимали калитки у соседей и прядали, а потом возвращали за выкуп (до сих пор не знаю почему это у нас делали), уходит в прошлое. Но очень хочется, чтобы этот праздник не забылся, народ жив, когда он помнит свои традиции и обычаи.
22 декабря отмечали праздник зимнего солнцеворота Карачун.
А Коляда приходится на 25 декабря, когда день на воробьиный скок подскочит. Сразу после Коляды, с 25 декабря по 6 января (Водокрес) отмечали святки.
В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним
поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его весь день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
К этому дню, возможно, наши предки мастерили куклу по имени Коляда. Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия.
В это время колядовали: пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева или скатки ткани. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год. Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие в семье. Через год коляду сжигали и делали новую или же прятали старую куклу до следующего года.
В это время так же наряжали, поили и кормили бадняк, после сжигали его в печи.
День зимнего солнцестояния!
Нарождение нового времени, нарождение нового солнца!
Коляда́ (также Каляда, Коледа, чеш. Štědrý večer, словацк. Kračun, польск. Święto Godowe, в.-луж. Hody) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, в том числе и эротического содержания, гадания.
По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая, Мать — сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено: («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе поминальная кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.
День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.
Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А.Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.
Источник и ссылка для ознакомления:
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Коляда)
«В старину в такую пору творят обряд обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая» новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют, поют Колядные песни и т.д. Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота».
Слова:
Пришла Коляда, отворяй ворота!
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки —
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рождённому,
В бедных яслях вложенному.
Желаю жити по чести!
Ежемесячные праздники - календы - хорошо известны нам у римлян (calendae,kalendae); русские книжники были знакомы сними («каланди суть первие в месяци днье»), но, очевидно, только по переводной литературе. Народная форма у всех славян с другой корневой основой - не «cal» (архаичное «kal»), а «кол», возможно, связанной с понятием «круга», «солнца». Русское: «коляда»; украинское «колядь», болгарское «колада», «коляда», «коленде», ческое «koleda», сербское «коледа» и т.п. (Рыбаков. Б.А.).
Этнографически празднование Коляды связано или с рождественским сочельником (24 декабря) или же шире, с зимними святками вообще (25 декабря - 6 января).
Обряд колядования очень прост и не нарушает обычного течения жизни: группа колядников ходит по дворам, поет заклинания и пожелания всяческих благ каждому дому и собирает съестные пожертвования в общий «мех», которые потом коллективно поедаются.
Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: « слава хлебу», гадания о замужестве и т.д.
Одной из характернейших черт святок является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ поют самые разнообразные песни о Коляде и колядки с пожеланиями.
Время гаданий и заклинаний будущего урожая – ночь под Новый год и первое января Нового года.
Под руководством 12 стариков производятся различные обряды и поются «славы хлебу». Вторая тема новогодних гаданий - о замужестве - продолжается во время празднеств от новогодней ночи до знаменитого «крещенского вечерка», воспетого В.А.Жуковским.
Можно предположить, что пение славы хлебу, указываемое Снегиревым, Терещенко и рядом других собирателей, было органическим в подблюдных песнях.
Тема личной судьбы человека вообще в новогодних
гаданиях неразрывно связана с темой урожая.
«Слава», открывающая подблюдные гадания, пелась хлебу и соли (ср.: куски хлеба, иногда также соль, клали в блюдо вместе с кольцами).
Хлебу да соли долог век, слава!
Можно думать, что древний славянский год делился на 12 месяцев по 30 дней и заканчивался 25 декабря. Следы завершения года 25 декабря есть у поляков, где слово gody обозначает 25 декабря как срок окончания года, истечения срока долговых платежей. Оставшиеся 6 дней являлись, очевидно, подготовкой к новогоднему празднику 1 января. Священный новогодний огонь «бадняк» зажигался в ночь на 25 декабря.
В дом к хозяевам приходил в гости Полазник. Пола́зник (укр. полазник, польск. podlaźnik, словацк. polažeň, polaznik, словен. polažar, polažič, серб. полажаjник, полаженик, походник, болг. (с)полезник, полазник, по(х)ожняк, походняк, полазница) — ритуальный гость, первый посетитель, который приходит в дом на Коляду и приносит счастье, удачу, здоровье, богатство на предстоящий год; полазником может быть и животное, которое вводят в дом ради благополучия.
Обряд известен славянам карпатско-балканского ареала — украинцам, полещукам, полякам, словакам, словенцам, сербам, хорватам, болгарам, а также гагаузам.
Полазника называют «божественным гостем», его воспринимают как посланца предков, он — связующее звено между «этим» и «тем» миром; он наделяет семью счастливой судьбой при помощи вербальной и имитативной магии. Верят, что счастье обойдёт стороной тот дом, который не посетит полазник.
Убедившись, что Полазник приносит счастье, его приглашают несколько лет подряд; если же он не принёс удачи, на следующий праздник приглашают другого Полазника.
Мы тоже решили к этому празднику сделать куколку «Коляда», чтобы она вместе с нами приняла в нем участие.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Чтобы ты не делал за спиной у людей — ты делаешь это на глазах у Богов.

Вернуться в «Пятигорская родовая община "Дети Солнца"»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость