Славянские и псевдославянские обереги и украшения

Описание: Славянские украшения и обереги

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#61 Яробор » 15 июня 2014, 18:44

Рожани́цы (болг. орисницы, наречницы, суденицы) — мифологические персонажи в славянской мифологии, наряду с Родом — олицетворение судьбы, рока, «родословия» (ср. что на роду написано). Также считались покровительницами ро́дов и женщин-рожениц.
С ними связана «рожаничная трапеза» (позже — «бабьи каши»), которая проводилась на следующий день после Рождества Христова (Коляды) у восточных славян, или через день после Крещения у болгар. В древнерусских источниках обычно упоминаются вместе с Родом. Образ Рода и рожаниц был сопоставим с античными майорами, фатумами. По мнению же Прокопия Кесарийского древние славяне, не знали судьбы, предначертанного (в античном понимании этих терминов).
Со временем образ рожаниц, как покровительниц ро́дов и женщин-рожениц, был вытеснен образами Богородицы и женщин-святых: Параскевы Пятницы, Анастасии Воскресенья и др.
По мнению Н. И. Зубова, Род и рожаница древнерусских поучений против язычества — это широко распространённый в античном и восточном мире сюжет о божественных Матери и Сыне (например, Исида и Гор). Просто имя Сына (Род) сохранилось как имя собственное, а имя Матери — нет. Поэтому нет никаких оснований считать Рода каким-то абстрактным божеством или одним из верховных божеств, и уж тем более неуместно проводить к нему параллели из монотеистических систем.
Б. А. Рыбаков в рамках своей концепции считал рожаниц богинями плодородия, что не находит подтверждения в источниках и не разделяется современными исследователями.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#62 Яробор » 15 июня 2014, 18:46

Род — божество славян, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. Упоминается вместе с Рожаницами. По мнению Б. А. Рыбакова и его последователей, Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Однако, согласно большинству иных научных исследований, Род (как и Рожаницы) являлся восточнославянским божеством рода и судьбы.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#63 Яробор » 15 июня 2014, 18:46

В 1846 г. И. И. Срезневский (1846: 7), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846: 7; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде — Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855; также 1869, III: 319—320, 368, 386—389), в которых статус Рода был поднят еще выше.

«...проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам — ещё до Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням».

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:
«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род»
По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.
В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:
«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#64 ВладиМирЪ » 15 июня 2014, 19:06

Яробор писал(а):А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице
Ну ты же сам пишешь: "халдеи".
Халде́и (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים - Касдим , греч. Χαλδαίοι) — семитский народ, обитавший в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива. Говорили на арамейском языке.
А в отрывке:
«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род»
Не сказано, что Род - Бог, как раз наоборот. Ещё одно подтверждение значения Рода как множества предков и потомков, связанных родственными, кровными узами.
Последний раз редактировалось ВладиМирЪ 15 июня 2014, 19:15, всего редактировалось 1 раз.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#65 Яробор » 15 июня 2014, 19:09

Я думаю здесь уместнее:
Халдей - "плут, проходимец", смол. (Добровольский), также "нахал" (Даль).
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#66 Яробор » 15 июня 2014, 19:14

Хотя это просто кусок христианского текста, в котором происхождение Рода и Рожаниц они могли написать как угодно. Но согласно Вероучению ССР "Свет Сварога", я более не в праве вести данную дискуссию :)
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#67 ВладиМирЪ » 15 июня 2014, 19:16

Яробор писал(а):Я думаю здесь уместнее:
Халдей - "плут, проходимец", смол. (Добровольский), также "нахал" (Даль).
Гадать что уместеней - это работа, напоминающая мне натягивание резинового изделия монашкой на свечку. :)
Только тогда сведения будут иметь смысловую ценность, когда начнём смотреть в их корень, исток.
Яробор писал(а): Но согласно Вероучению ССР "Свет Сварога", я более не в праве вести данную дискуссию :)
Во как! У вас и вероучение есть? И где с ним можно ознакомиться?
Кстати, наличие вероучения является одним из признаков религиозных объединений, согласно ФЗ-125 от 26.10.1997. А кто-то в соседней теме меня пытался убедить, что ССР - не религиозная организация (камень в огород Родомыслу).

Ты не одинок в подобном запрете. Нашим местным попам тоже запретили со мной в "дискуссию" (споры) вступать почему-то. :(
Зы... Более того, и простым прихожанам тоже попы запретили.
Последний раз редактировалось ВладиМирЪ 15 июня 2014, 19:32, всего редактировалось 1 раз.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#68 Яробор » 15 июня 2014, 19:31

На сайте, в разделе документы :)
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#69 ВладиМирЪ » 15 июня 2014, 19:36

Яробор писал(а):На сайте, в разделе документы :)
Спасибо. Прочёл о Вышине. Улыбнуло. :)
Но то, что вероучение есть - это ваш огромный +. И не важно, какое, главное - есть. Дальше в него всегда можно вносить поправки. Это верный путь.
Только начало хорошее о признании/непризнании кем-то каких-то богов, а вот дальше - противоречие, уже появляется Бог Род - создатель. Это уже чистый пантеизм. С политеистическими общинами и родноверами-многобожниками уже противоречие, причём непоправимое.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#70 Яробор » 15 июня 2014, 20:28

Владимиръ, мы не стремимся всем угодить. Да это и невозможно...
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#71 ВладиМирЪ » 15 июня 2014, 20:39

Яробор писал(а):Владимиръ, мы не стремимся всем угодить. Да это и невозможно...
Т.е. ваше направление - пантеизм? Я правильно понял?

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#72 Яробор » 15 июня 2014, 21:11

Владимиръ, на данный момент, могу лишь сказать, что мы не антропоцентристы :)
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#73 Трислав » 16 июня 2014, 10:17

Эх люди, ведь и Русские вроде, славяне, а у них религия, пантеизм............ Переводите плиз всё на Русский)) Религия- вероисповедание, если уж упор в этом слове то название союза уже отражает это отношение "Союз Славян РОДНОВЕРОВ" это уже указание на то что Союз со ориентирован именно на определённого вероисповедания людей, конечно это не мешает нашим вполне дружественным отношением например с Одинистами :)
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#74 ВладиМирЪ » 17 июня 2014, 18:15

Трислав писал(а):Эх люди, ведь и Русские вроде, славяне, а у них религия, пантеизм............
К сожаленью, это невозможно, ибо наука - религиоведение (первым слово применил Л.Н. Толстой) насчитывает около 100 лет и развивалась в основном за границей. У нас что-то подобное религиоведению называлось также не по-русски, "научный атеизм" и лишь недавно выделилось собственно в религиоведение, как одно из направлений философии. На русский язык научные понятия религиоведения пока не переводились, поэтому приходится пользоваться уже имеющимися словами и определениями.

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#75 ВладиМирЪ » 17 июня 2014, 23:10

Немного вернувшись назад к Роду и Рожаницам...
Перечитывал я указанные работы неоднократно, с обдумыванием. Сам Срезневский и Рыбаков делают вывод, что Род и Рожаницы упомянуты, но кто это такие - неизвестно. По моему предположению, если ставят "вторую трапезу", то это умершие Предки (ибо именно им ставят дома еду). Род - Предки - мужчины (я уже писал, что Род - суть множество родственников), а Роженицы - умершие женщины-Предки. Ни больше, не меньше. А в день "богородицы" двоеверцы праздновали ещё и языческий Родительский День (Деды, как называют этот день в некоторых местностях). И коли это Родительский День, то привязан он скорее всего был к полнолунию, т.е. отмечался по лунному календарю, и лишь позже связался с христианским праздником.

Ярополк M
Аватара
Ярополк M
Репутация: 8
Сообщения: 452
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Алтайский край
Сайт

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#76 Ярополк » 18 июня 2014, 0:49

Не соглашусь. Как раз Рыбаков в "Язычестве древних славян" не просто предполагает, а с уверенностью говорит о Роде, как о верховном и наиболее почитаемом божестве в довольно длинную эпоху общинно-родового строя. Он часто ссылается на произведение монаха, называемое им "Слово об идолах", на основе него и делает такие выводы о Роде. Приводит аналогии с языческими пантеонами других индоевропейских народов. Также отмечает, что упадок культа Рода произошёл с появлением централизованной княжеской власти, которой наиболее всего подходил Перун как покровитель, но никак не Род. Поэтому культ Перуна и княжей власти стал насаждаться везде, где сие было возможно. Рода же, по словам монаха, не забыли лишь по окраинам наших земель. Произведение датируется примерно 12 веком (точнее сейчас не вспомню), а это, если верить оф. истории, почти 200 лет от крещения. И в произведении своём монах критикует не Перуна, а именно Рода. По его словам можно сделать вывод, что культ Рода намного более древний, поэтому Перун не смог заменить его за краткие сроки. И опять же, исходя из слов монаха, можно сделать вывод, что именно культ Рода доставлял огромные проблемы церковникам даже через 2 столетия после оф. крещения, ибо почти всё произведение посвящено критике поклонения Роду.
А мы стоим, и нас много – тех, кто пошёл вокруг сетей, не забыв наказы Рода.

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#77 ВладиМирЪ » 18 июня 2014, 2:51

Яровид, при всём уважении к труду Рыбакова (деействительно он представляет интерес), принимать его как "святое писание" без обдумывания вряд ли стОит. Так, восприятие Род как Бога, разносит в пух и прах Мансикка Вильо Йоханнес ещё задолго до Рыбакова.
«известен ряд случаев, когда греческие слова τύχη и είμαρμένη (дословно «судьба» и «рок, фатум, обречённость» – О.К.) переводились словами «род» и «роженици»; словом «рожаници», кроме того, часто передавали равносильные им γένεσις и γενεαλογία (дословно с греч. «происхождение, зарождение» и «родословная» – О.К.)»; «вместо действительно существовавших славянских «идолов» в роде и роженицах, быть может, правильнее видеть чисто филологическое явление, попытку передать τύχη, fortuna, понятие судьбы на славянском языке»
И если с обдумыванием читать Рыбакова, то он пишет, что Род и Рожаницы известны только по текстам, осуждающим двоеверие, и нет никаких упоминаний об их идолах, о клятвах ими и т.п. И о божественности Рода и Рожаниц делает только предположение.
Ян Махал пытается за уши притянуть Рожаниц к хорватским, словацким, болгарским и иным богиням судьбы, но чего-то плохо получается.
В.Л. Комарович делает вывод, что «Род – совокупность предков данной семьи». Вот с ним лично я согласен полностью.
Гальковский пишет, что вопрос Рода и Рожаниц запутанный. И он прав. Но он считает Род - Домовым.
Почитайте Кутарева, он тоже вопрос рассматривает довольно интересно.
Но, уважаемые жители 21 века, имея доступ почти ко всем источникам, делать себе из "запутанного вопроса" на основании лишь одного предположения Рыбакова верховного Бога - по крайней мере наивно. Или оставить, но тогда честно говорить, что это новодел и родноверие - чистое неоязычество.

Для сравнения - явные Боги: Перун - десятки документов с его упоминаниями как Бога; Велес - несколько упоминаний; Макошь - очень непонятная Богиня, но множество упоминаний и в летописи, и в "поучениях"; Ярило - упомянут одинажды, но именно Богом, в честь которого в 1765 году устраивался большой праздник; Даждьбога встречаем неоднократно; Сварог - летописный Бог; Симаргл - не понятно, кто, но у Владимира стоял и упоминаний множество; Хорс - то же самое; Чернобог - даже с описанием святилища; и т.д....

Ещё не понятно, как неоязычники ныне в восточное славянство за уши притянули западных Богов: Свентовида, Радегаста?.. Они ж из славянского язычества, но совсем из другого, из западного (!) Некоторые Збручского кумира вырезают и ставят на восточно-славянском Капище, славя перед ним Велеса, Перуна и др. восточных Богов - вообще "цирк".

Хорошо, что наконец-то почти все родноверы выкинули Богов Вышеня и Крышеня. Надеюсь, их судьбу вскоре разделят и остальные Боги-новоделы.

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#78 Трислав » 18 июня 2014, 5:49

Любите-же вы поспорить))
Я верю что Род Бог, хотя-бы потому, что уж слишком много связано с Родом в Русском языке. Ну не думается мне, что какой-то дух, или совокупность РОДственников могли оставить такой след. РОДина, приРОДа, и слова то извините очень не простые, охватывающие мир, и мироощущение. Кто ещё из Богов оставил такой след?

По поводу Вышеня и т.д. не дайте мне соврать, но помнится в прошлом году, ВладиМирЪ ты утверждал что Велесова книга, практически святое писание. А ведь Вышень, Числобог, упоминаются именно там :lol:

В общем я против всех этих споров на самом деле. Мы на самом деле на данный момент, и так не знаем большую часть Славянского пантеона.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Ярополк M
Аватара
Ярополк M
Репутация: 8
Сообщения: 452
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Алтайский край
Сайт

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#79 Ярополк » 18 июня 2014, 7:55

Добавлю, что теоритически Род может рассматриваться как Бог даже в контексте совокупности всех предков человека. А почему нет, как это противоречит? Если Боги есть у стихий, деяний, даже у ночи и смерти, почему же совокупность предков славяне не могли обозначить божеством?

Кстати, я спорить вообще не люблю, честное слово :) Хотя бы потому что не имею знаний, которые имеют большинство из вас, и утону почти в любом споре.
А мы стоим, и нас много – тех, кто пошёл вокруг сетей, не забыв наказы Рода.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Славянские и псевдославянские обереги и украшения

#80 Яробор » 18 июня 2014, 10:13

Согласно Фасмеру - у славян словом Род так же обозначался урожай. То есть, тем самым, они брали в свой Род - урожай.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"


Вернуться в «Украшения и обереги»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость