Похоронные обряды

Описание: Фольклор, культура, этнография, традиция

Мизгирь
Мизгирь

#1 Мизгирь » 22 июля 2014, 18:14

Похороны, похоронные обряды — в народной культуре важнейший комплекс семейных обрядов, завершающих жизненный цикл. Как ритуал «перехода» похороны сходны по структуре и символике с другими обрядами жизненного цикла — родинными и свадебными.

Похоронные обряды начинались с момента приготовления к смерти, переодевания умирающего, которому давали в руки горящую свечу; в случае трудной агонии — расставания души с телом открывали двери, окна, печную заслонку, ломали конек крыши (подобные действия у восточных и южных славян совершали и при трудных родах — расставании ребенка с материнским чревом). На Русском Севере при умирающем ставили чашку с водой, чтобы душа омывалась.

О смерти оповещали родственников и односельчан, тогда же начиналось оплакивание, причитание. Принято было выливать всю воду, имевшуюся в доме, занавешивать зеркало (закрывать вход на «тот свет»). Покойника обмывали, переодевали в смертную (белую) одежду, которую предварительно лишали всех застежек и др. металлических частей. Девушку, умершую до вступления в брак, хоронили в свадебной одежде, у украинцев ее гроб сопровождал «жених» — таким образом в обряде преодолевалось нарушение жизненного цикла.

Особые обряды сопровождали изготовление гроба и помещение в него покойника, ритуальных предметов и т.п.; на место, где лежал покойник, клали оберег — топор, камень, дежу, украинцы разбивали на этом месте горшок, южные славяне забивали гвоздь, на Русском Севере бросали камень вслед покойнику, «чтобы остальные были живы». До самих похорон приняты были ночные бдения при покойнике, в том числе (на Западной Украине и в других регионах) «игры при покойнике» («веселые поминки»), включающие карнавальные действа и восходящие к дохристианским обычаям тризны и т.п.

Похороны совершались на третий День, гроб несли в церковь и к месту погребения на руках или в телеге, иногда на санях; сани и телегу могли переворачивать после похорон (как и другие предметы в доме покойника), «разделяя» таким образом мир живых и «тот свет». Избу после выноса покойника выметали, иногда осыпали пол зерном. У восточных и южных славян все этапы похорон сопровождались причитаниями (бел. голошение и т.п.), описывающими, в частности, дорогу покойника на «тот свет». По возвращении с кладбища устраивали поминки («тризну») с ритуальными блюдами (горох, блины, кутья), для покойника клали ложку (под скатерть) и хлеб, совершали также обряд «поисков покойника»: обход жилых и хозяйственных построек. Поминки совершали также через день, через неделю, на сороковой день (когда душа окончательно расставалась с телом) и через год после похорон.

Лит.:
Этнография восточных славян. М., 1987. С. 410-416;
Невская Л.Г. Балто-славянское причитание. М., 1993;
Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. СПб., 1997. Т. 1-2;
Живая старина. 2000. № 1. С. 2-27.

В.Я.Петрухин

Мизгирь
Мизгирь

Re: Похоронные обряды

#2 Мизгирь » 22 июля 2014, 18:14

Могила — место пребывания тела (и души) покойника, “вечный дом” человека после смерти. Могила считается “святыней”, которую нельзя осквернить: испортить, распахать и тем более — раскопать, чтобы украсть из нее сохранившиеся вещи. Запрещается не только забирать вещи, оставленные на МОГИЛЕ, но и бросать на нее что-либо (например, землю при выкапывании другой могилы).

Могилу копают на месте, выбранном заранее родственниками или самим покойным при жизни. Близким людям обычно запрещается копать могилу. В Белоруссии, например, это делали бесплатно старики или нищие, при этом они избегали разговоров о покойнике; закончив работу, объявляли убиравшим усопшего женщинам, чтобы они вылили в могилу воду, которой обмывали тело. При выкапывании могилы запрещалось присутствовать жене умершего, а также женщинам, недавно потерявшим кого - нибудь из родных. Если при копании могилы обнаруживаются более ранние захоронения, то могильщики бросают туда деньги и другие ценные вещи, чтобы потревоженные мертвецы “не прогнали” вновь пришедшего.

Если могила оказывалась мала для гроба и ее приходилось расширять, то это означало, что вслед за погребаемым туда же отправится новый покойник, обычно — его родственник. Подобное объяснение на Витебщине приводилось и в том случае, когда могила была слишком велика: верили, что одной жертвы мало и появится следующая, Особенно опасными представлялись такие происшествия, как осыпание краев могилы и падение в нее кого-нибудь из сопровождавших покойника.

Заколоченный гроб опускали в могилу на веревках или на длинных широких полотенцах, чтобы дорога на “тот свет” была широкая, как полотно. В это же время присутствующие бросали в могилу различные вещи: деньги (чтобы покойник выкупил себе место на кладбище, на “том свете”), одежду (платки, шарфы, пояса), полотно, использовавшееся для шитья савана, а также иголки и нитки (чтобы ими не воспользовались для колдовства ведьмы); туда же сметали и зерно, которым посыпали гроб при выносе из дома. В могилу, как и в гроб, иногда опускали любимые умершим при жизни предметы (например, инструменты для ремесленников и т. П.). На Русском Севере гроб с висельником ставили в могиле вертикально. У многих славян сохранился обычай разбивать о спущенный в могилу гроб глиняную посуду, например ту, в которой приносили на кладбище вино и масло для окропления могилы (как это делалось у южных славян).

Во многих областях Украины и Белоруссии был распространен обычай “печатать могилу”: украинский священник под особые песнопения чертил железной лопатой знак креста над могилой и крестообразным движением бросал на гроб землю; белорусы перед опусканием гроба в яму или по насыпанному уже пригорку стучали с четырех углов крест-накрест лопатой. Погребение без такого “печатания” считалось неполным: именно оно не позволяло покойнику выйти из могилы.

В Олонецкой губернии вдоль могильного холмика клали лопату, которой засыпали гроб, а сверху ставили перевернутый горшок с углями. Белорусы на засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. На могиле ребенка, родившегося мертвым, разжигают костер из осиновых веток, на могиле некрещеного ребенка оставляют камень или треугольник из осинового дерева. На могиле самоубийцы также оставляли камень; их могилы устраивали и вне пределов кладбища: русские — в глухих местах и оврагах, белорусы — на перекрестках и холмиках в лесу, чтобы они были видны отовсюду. В Закарпатье на могилы самоубийц, обычно похороненных на месте преступления, бросали камни.

В день похорон на могиле устраивались поминки. Принесенные кушанья, состоявшие из кутьи или “кануна”, а также блинов, пирогов, медового напитка и др., бросали на МОГИЛУ. Остатки блюд часто оставляли на МОГИЛЕ для умерших, отдавали нищим. По данным археологии, в древности поминки у восточных славян совершались непосредственно на могилах. До сих пор такие поминальные обряды и обычаи, как “будить покойника”, “поднимать воздух”, “приклады” (белорусский поминальный обычай, связанный с обустройством могилы), Радуница и др. происходят под открытым небом, на могилах.

Могила умершего становится для родственников заменой и воплощением его самого: могилу или памятник на ней целуют, обнимают.

Могила как место вечного пребывания умершего благоустраивается и нередко оформляется в виде дома. Так, белорусы устанавливали на могилах прямоугольные деревянные сооружения. Такой “приклад” напоминал крышку гроба, он имел окошечки и покрывал весь пригорок целиком; нередко его называли “хаткой”. У русских установленные на могилах кресты с двускатным покрытием и с иконкой иногда носят название “часовенка”. На Русском Севере помимо обычного креста можно увидеть продолговатое четырехугольное сооружение (“голубец”), открытое сверху или же покрытое плоской крышей, на которой ставят крест. На могиле делают и своеобразный “сад”: сажают цветы, плодовые деревья. В Гомельском Полесье на Радуницу следовало, например, посадить на могиле дерево, а вокруг нее воткнуть березовые прутья.

У всех славян распространено поверье, что земля с могилы обладает чудодейственными свойствами. Так, в севернорусских деревнях этой землей терли себе грудь, держали за пазухой, клали в воду, которой обливались после похорон, для того чтобы прошла тоска по умершему. В Витебской губернии считалось. что земля со свежей МОГИЛЫ ослабляет страх перед покойником, не подпускает смерть к дому, предохраняет от болезни людей, скот. При повальной эпидемии скота могильной землей троекратно осыпали животных. В Полесье больного ребенка купали в воде с песком с могилы родственника.

Могильная земля — одно из сильных колдовских средств, ее использовали в магических действиях ведьмы. У многих славянских народов эта земля считалась очень опасной: например, сербы остерегались приносить ее домой; людей, копавших могилы, заставляли разуваться и вытрясать землю из обуви; никто из домашних не решался до нее дотронуться.

Лит.:
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991,
Пахаваннi. Памткi. Галашэннi. Мшск, 1986.

А.А.Плотникова

Мизгирь
Мизгирь

Re: Похоронные обряды

#3 Мизгирь » 22 июля 2014, 18:15

Гроб — атрибут погребального обряда, осмысляемый как «новое» или «вечное» жилище умершего. В славянских регионах обычай погребения в Гробу распространяется вместе с христианством (в Великой Моравии с IX в., на Руси с X в.).

Изготовление гроба уподобляется строительству нового дома. На Карпатах и Русском Севере в стенках гроба на уровне плеч делали отверстия наподобие окошек, в которые вкладывали оконное стекло. Гуцулы в детском гробу в головах с правой стороны вырезают одно окошко, а для взрослого покойника — два. Маленькое окошко, иногда отверстие, прикрытое доской, имелось и в русских гробах-колодах. Окна делают для того, чтобы умерший мог выглядывать из своей «хаты», чтобы душа время от времени видела свое тело, чтобы умерший мог смотреть на других покойников.

Широко известен обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти и хранить его на чердаке. Русские почитают это предзнаменованием долгой жизни. Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, его брали на посев, подавали как милостыню. Белорусы верили, что, если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он «притянет» к себе мертвеца.

Готовый гроб окуривают воском, освященными травами; кладут внутрь столярные инструменты, которыми пользовались при его изготовлении, закрывают крышкой и умывают над ним руки. Стружки и щепки, оставшиеся после изготовления гроба, не выбрасывали, а клали в гроб на дно, набивали ими подушку вместе с листьями березового веника, пускали по воде, выносили за село, в поле; высыпали на дороге перед домом умершего, придавив их камнем, в знак того, что в доме покойник, и т.д.

В соответствии с общеславянскими представлениями о смерти как сне в гробу устраивали постель. Дно гроба выстилали соломой, сеном, сухими березовыми вениками (ср. рус. пора на веники — «пора умирать»). Белорусы поперек прутьев развязанных веников клали пояс и застилали все длинным куском холста веря, что покойник должен явиться на «тот свет» опоясанным. Подушка в изголовье гроба набита сухими листьями березовых веников, сеном, сухими пахучими травами и пр. По русскому обычаю, подушку набивали обрезками ткани, из которой шили погребальную одежду, а также куделей; в некоторых местах кудель не клали из опасения, что не уродится лен. Повсеместно остерегаются набивать подушку куриным пером.

По поверьям, умерший сохраняет свои прижизненные потребности и пристрастия, поэтому в гроб кладут пищу — хлеб, пироги, различные виды злаков, кружку меда или пива, бутылку водки, вино, воду, масло, соль, сахар и т.д. Повсеместно помещают в гроб полотно и одежду (сам гроб как вместилище сравнивается с одеждой: «И деревянный тулуп по мерке шьют»): мужчине в изголовье — шапку, женщине — чепец или платок беременной — пеленки и детские игрушки, умершим до брака — венок, фату и пр. Курильщику кладут в гроб табакерку с табаком, трубку, кисет, хромому — его палку или костыль, сапожнику — шило плотнику — топор, портному — иглу. У всех славян известен обычай класть в гроб деньги как «подорожную» на «тот свет».

Колдунам, самоубийцам, опасным покойникам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д. В гроб клали предметы, которые надо было «выпроводить» из земного мира: сено, на котором лежал покойный в хате, сосуд, из которого соборовали перед смертью гребень, которым причесывали, и т.д. Аналогичным образом избавлялись от болезней (например, клали в гроб рубашку больного), от вредных насекомых и пр. Повсеместно кладут в гроб предметы целью передать их на «тот свет» другому покойному. Если в доме один за другом умирали двое, в гроб второго усопшего клали куклу, домашнюю птицу, голову черной курицы «взамен третьего покойника» (Сербия).

Чтобы защитить живых, гроб с покойником выносили из дома через окно, хлев, заднюю дверь; протаскивали его через дыру, сделанную под порогом (Словакия). При выносе стучали гробом три раза о порог или дверь, чтобы покойник попрощался со своим старым жильем и больше туда не возвращался (в.-слав., з.-слав.), чтобы никто в семье больше не умер (ю.-слав.). Сербы тянули гроб назад на пороге, чтобы покойник «не потянул» за собой живых. При выносе гроба держали в руках хлеб, осыпали гроб зерном; передавали через гроб хлеб и соль по направлению от сеней к печи, чтобы сохранить урожай (Минская губ.). Закрыв гроб крышкой, на нее клали хлеб (рус. гробовик), который часто предназначался отпевавшему священнику, как и кусок холста, полотенце, положенные поверх гроба.

Заколоченный гроб опускали в могилу на веревках или на длинных широких полотенцах, чтобы дорога на «тот свет» была широкая, как полотно. У южных славян сохранился обычай разбивать о спущенный в могилу гроб глиняную посуду, в которой приносили на кладбище масло и вино. Гроб с висельником ставили в могилу вертикально (Русский Север).

Лит.:
Плотникова А.А. Предметный код погребальной обрядности (вещи в гробу усопшего) // Истоки русской культуры. М, 1994. С. 56-58.

А.А.Плотникова

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#4 Яробор » 22 июля 2014, 18:28

А разве наши предки не сжигали своих умерших? Помоему закапывание в землю, пришло к нам вместе с христианством...
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Похоронные обряды

#5 Трислав » 22 июля 2014, 18:41

Яробор писал(а):А разве наши предки не сжигали своих умерших? Помоему закапывание в землю, пришло к нам вместе с христианством...
Погребальные обряды имели некоторые различия, но всё-же мнения сходятся к тому что если человеку желали посмертия в Ирии, то тело сжигали, если желали возрождения, то хоронили в земле.
Обряды посвященияя кстати на этом тоже завязаны, во время воинских или жреческих посвящений человек проходит через обряд умирания и похорон, именно через погребение в земле.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#6 ВладиМирЪ » 2 августа 2014, 22:27

Трислав писал(а):Погребальные обряды имели некоторые различия, но всё-же мнения сходятся к тому что если человеку желали посмертия в Ирии, то тело сжигали, если желали возрождения, то хоронили в земле.
Новодельческие домыслы. Откуда же вы эти сказки собираете? :evil: Займитесь, хлопцы, археологией, почитайте чуть-чуть науку. В слоях одного периода в одной местности захоронения одинаковы (имею в виду славян). На моей Родине вообще славяне в землю не хоронили, только сжигали: остатки от погребальных костров и курганы с горшками пепла.

Славянский погребальный курган на моей Родине (ок. 9 в.):

159.jpg


8.jpg354128756210.jpg
Последний раз редактировалось ВладиМирЪ 2 августа 2014, 22:47, всего редактировалось 2 раза.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#7 Яробор » 2 августа 2014, 22:36

Значит получается были захоронения!
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#8 ВладиМирЪ » 2 августа 2014, 22:40

Яробор писал(а):Значит получается были захоронения!
Да, семейные, родовые. Горшков с пеплом. :)

Сожжение производилось в определённом месте, захоронение пепла - в другом. Причём, жгли не на одном костре всех, а каждого на своём, на новом.

Археология:
А на месте будущего захоронения, там, где предполагается насыпать курган, готовились принять остатки кремации (рис.). Сооружали деревянную камеру размером 1X2 метра, высотой около полуметра из дубовых плах. Это был ящик с крышей и полом, но с одной из сторон стенка отсутствовала и камера была открыта. Она ставилась не в центре, который был уже намечен для будущего кургана, а в его восточной половине, причем открытой стороной максимально ближе к предполагаемому краю кургана. Затем уже по периметру будущего кургана ставилась деревянная столбовая оградка, которая прерывалась там, где она подходила к открытой стороне камеры. Лишь после этого с погребального костра собирали остатки кремации человека и животных и, очистив их от золы, пепла, а может быть, даже и помыв, помещали в глиняный сосуд (горшок, миску) и ставили в погребальную камеру. Сюда же приносили сосуды с пищей и питьем. Затем наступал момент насыпки кургана. Насыпали не только члены семьи умершего, а, вероятно, «всем миром». Землю ссыпали внутрь столбовой оградки, которая как бы обрамляла курганную насыпь. Погребальная камера с прахом умершего не присыпалась вся, край ее оставлялся свободным от земли, а открытый вход закрывался большим камнем или толстой деревянной плахой. Собственно, в древности курган был не таким, каким он нам сейчас представляется. Это было своеобразное погребальное сооружение из дерева и земли. Во время насыпки сооружения горшки или их части преднамеренно разбивались и разбрасывались по насыпи. Возведя часть будущего кургана, приносили хворост, поджигали, отдавая дань огню. Вокруг кургана образовывался неширокий ровик, из которого брали землю. По окончании работы в ровике зажигали костры в память о покойнике. Завершался ритуал похоронной трапезой или, по-летописному, «стравой». А когда в семье умирал еще один ее член, все повторялось сначала, с той лишь разницей, что камера уже готова, курган насыпан, осталось только отодвинуть камень или плаху от входа, поставить новый сосуд с костями и в память о новом захоронении зажечь новый костер на кургане и в ровике вокруг него.

Винников, Синюк - Дорогами тысячелетий

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#9 Яробор » 2 августа 2014, 22:53

То есть такого погребения, как сейчас (уберём аспекты христианства), не было? Я так понял, мёртвого сжигали, а урну с пеплом захоранивали в курган, так?
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#10 ВладиМирЪ » 2 августа 2014, 22:58

Добавлю отрывок из Нестора:
«... аще кто умъря-ше — творяху тризну над нимъ и посем сътворяху краду велику и възложаху на краду мъртвъца и съжъжаху. И по семь, събровъше кости, въложаху в су дину малу и поставляху на стълпе на путъх, еже творять Вятичи и ныне».
Т.е. у Вятичей - сожжение и выставление в горшках на столбах вдоль дорог.

Добавлено:

Ибн Руст, Ибн Фадлан также описывают сожжения покойников.
Последний раз редактировалось ВладиМирЪ 2 августа 2014, 23:17, всего редактировалось 1 раз.

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#11 ВладиМирЪ » 2 августа 2014, 23:03

Яробор писал(а):То есть такого погребения, как сейчас (уберём аспекты христианства), не было?
Скажем так: нет сведений о дохристианских, языческих, захоронениях восточных славян в землю.
В языческую эпоху у славян ни в чем так ярко и многолико не проявилось их мироощущение, как в погребальной обрядности. До принятия христианства на Руси, а в некоторых районах и много позднее умерших сжигали. Огонь — вот что почиталось, чему преклонялись; ничто не могло уравняться с его силой! Огонь горел в самых священных местах. У славянских племен было особое уважение к очагу, были обычаи гадания на углях, золе, пламени. Огню приносили жертвы, все важнейшие праздники проходили при особом почитании огня.

Там же, "Дорогами тысячелетий".

Похороны в землю - чужой обычай, хотя его народ и прикукрасил языческими чертами. Но это уже дикая смесь бульдога с носорогом, т.н. "двоеверие".
В землю начали хоронить христиане в центре города/деревни, вокруг церквей (вплоть до эпидемий 18 века), ногами к церкви, чтобы, по пришествии Мессии, воскресли покойники, восстали из могил, лицом на церкву, на явившегося Христа.

Только в 18 веке было запрещено хоронить в населённых пунктах, кладбища начали выносить за город из соображений санитарии.
Последний раз редактировалось ВладиМирЪ 2 августа 2014, 23:28, всего редактировалось 1 раз.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#12 Яробор » 2 августа 2014, 23:25

Ну я в принципе так и считал, пока с мысли не сбили :lol:
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#13 ВладиМирЪ » 2 августа 2014, 23:44

Ещё в копилку.
Из "Книги о Набатайском земледелии" Абу-Бекра Ахмеда ибн-Али ибн-Кайс аль-Касдани ас-Суфи аль-Куссини, известного под прозванием Ибн-Вахшия (писал около 930г.):
"Я удивляюсь Славянам, которые, не смотря на крайнее свое невежество и удаление от всякой науки и мудрости, постановили о сожжении всех своих мертвецов, так что не оставляют ни царя, ни другого человека, без сожжения после смерти".
Ал-Масуди, из «Промывальни золота и рудники самоцветов», сер. Х в.:
"... же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…"
Бонифаций (676/676 — 754):
"…Винеды, гнуснейший и наихудший род людей, со столь великим усердием блюдут взаимную супружескую любовь, что жена после смерти своего мужа отказывается жить. И достойной похвалы считается у них жена, когда она собственной рукой предает себя смерти и сгорает на одном костре со своим мужем..."

Мизгирь писал(а):В славянских регионах обычай погребения в Гробу распространяется вместе с христианством (в Великой Моравии с IX в., на Руси с X в.)...
Я всё, конечно, понимаю, но зачем здесь приводить христианскую/двоеверческую обрядовость? Не лучше ли сначала очистить материал от шелухи и поздних наносов?

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#14 Яробор » 3 августа 2014, 0:13

В смысле двоеверческую обрядовость?
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#15 ВладиМирЪ » 3 августа 2014, 0:30

Яробор писал(а):В смысле двоеверческую обрядовость?
Это Мизгирю в смысле приведения отрывков из книг, описывающих христианские ("православные") похоронные обряды пары последних веков.
Да и сербы... При всём уважении, их язычество так же отличалось от нашего, как ислам от христианства, лишь некоторые черты схожи.
"Русский север" - вообще гремучая смесь христианства, славянского язычества и язычеств местных народов...

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Похоронные обряды

#16 Яробор » 3 августа 2014, 0:42

Русский север - Балтика?
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#17 ВладиМирЪ » 3 августа 2014, 3:06

Яробор писал(а):Русский север - Балтика?
"Русским Севером" считаются северные области европейской части Россеянии. В настоящее время территория Русского Севера обычно определяется: на севере — в границах республики Карелия и территориями Архангельской области — Обонежья, побережьем Белого моря, на западе — Белозерьем, бассейном Шексны, нижнего течения Мологи, на востоке — бассейнами рек Северная Двина, Пинега, Мезень и Вычегда и южной границей бывшей Вологодской губернии. Санкт-Петербург и Ленинградскую область не относят к русскому Северу, хотя они расположены севернее, чем, например, Псковская область. Это вызвано тем, что Санкт-Петербург олицетворяет западное начало в русской культуре и истории. Однако по ряду мнений есть основания относить к Русскому Северу территории Ленинградской области с условными границами восточнее реки Волхов и севернее железнодорожной линии Волховстрой — Вологда, включая город Тихвин, как территории, сохраняющие определённое культурное поле (русское деревянное зодчество и т. п.), применимое к понятию «Русский Север».

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Похоронные обряды

#18 Трислав » 3 августа 2014, 6:49

ВладиМирЪ писал(а):
Трислав писал(а):Погребальные обряды имели некоторые различия, но всё-же мнения сходятся к тому что если человеку желали посмертия в Ирии, то тело сжигали, если желали возрождения, то хоронили в земле.
Новодельческие домыслы. Откуда же вы эти сказки собираете? :evil: Займитесь, хлопцы, археологией, почитайте чуть-чуть науку. В слоях одного периода в одной местности захоронения одинаковы (имею в виду славян). На моей Родине вообще славяне в землю не хоронили, только сжигали: остатки от погребальных костров и курганы с горшками пепла.

Славянский погребальный курган на моей Родине (ок. 9 в.):

159.jpg


8.jpg354128756210.jpg
Б.А. Рыбаков
Впрочем, следует отметить, что в реальных археологических следах погребального обряда мы постоянно наблюдаем сосуществование (с разным процентным соотношением) обеих форм - древней ингумации, захоронения покойников в земле, и новой, родившейся лишь в середине II тысячелетия до н. э. кремации. Обе они связаны с общей идеей культа предков, но, очевидно, с разной практической (с точки зрения древних людей) направленностью этой идеи. Захоронение предков в земле могло означать, во-первых, то, что они как бы охраняют земельные угодья племени ("священная земля предков"), а во-вторых, что они, находящиеся в земле предки, способствуют рождающейся силе земли. Небо в этом случае в расчет не принималось. При трупосожжении же совершенно отчетливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, в "аере" - "ирье", и. очевидно, содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашают на праздничную трапезу, то "деды" представляются летающими по воздуху. Трупосожжение не только торжественнее простой ингумации как обряд, но и значительно богаче по сумме вкладываемых в него представлений. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял все то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в родной земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Похоронные обряды

#19 Трислав » 3 августа 2014, 7:47

В общем перефразируя Рыбакова соглашусь с теми кто считает, что погребение в земле имело целью Земное возрождение, кремация вознесение в Ирий, и плюс ещё известна ситуация заложных покойников, которых, не хоронили.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

ВладиМирЪ
ВладиМирЪ
Репутация: 0
Сообщения: 55
С нами: 4 года 4 месяца

Re: Похоронные обряды

#20 ВладиМирЪ » 3 августа 2014, 14:13

Трислав писал(а):В общем перефразируя Рыбакова соглашусь с теми кто считает, что погребение в земле имело целью Земное возрождение, кремация вознесение в Ирий, и плюс ещё известна ситуация заложных покойников, которых, не хоронили.
Рыбаков - сказочник ещё тот... В приведённом тобой отрывке ничего кроме его личных домыслов не содержится.
Я же тебе привёл первоисточники именно по восточным славянамм.


Вернуться в «Славянская традиция»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость