Судебные материалы по волошбе

Описание: Немного о традиционной славянской волошбе

Владимир
Владимир

#1 Владимир » 9 апреля 2016, 15:32

Московское дело о воровстве на след государыни царицы 1639 года

Дарья Ламанова при первой же пытке «повинилась, в том де она перед государем и государынею царицею виновата, что к бабе к ворожее подругу свою мастерицу Арапку за Москву реку звала, а тое де бабу зовут Настасыщею, живет за Москвою рекою на Всполье.: а спознала ее с нею подруга ея золотная ж мастерица Авдотья Ярышкина для того, что она людей приворачивает, а у мужей к женам сердцо и ревность отымает, а наговаривает на соль и на мыло: да тое соль дают мужьям в ястве и питье, а мылом умываютца». Затем Дарья Ламанова показала, что по наущению женки Настьки «сжоные ея Дарьины рубашки пепел... сыпала на след государыни царицы».

После второй пытки жонка Настька «сказала, что мастерицам Дарье Ламанове и ея подругам, которых знает, а иных и не знает, зжегши женских рубашек вороты и наговоря соль и мыло давала, а пепел сженых рубашек воротов велела сыпать в государский след, а сыпать велела не для лихова дела, для того как тот пепел государь или государыня царица перейдут, а чье в те поры будет челобитье, и то де дело и сделается; да от того ж де бывает государская милость и ближние к ним люди добры; а соль и мыло велела она давать мастерицам мужьям своим, чтоб до них были добры».

Приворотными словами у этой жонки были: «как люди смотрятца в зеркало, так бы муж смотрел на жонку да не насмотрелся; а мыло сколь борзо смоетца, столь бы де скоро муж полюбил; а рубашка какова на теле была, столь бы де муж был светел».

Настька в свою очередь указала женку Манку Козлиху. После первой пытки Козлиха дала показание, что она «только и знает, что малых детей смывает да жабы, у кого прилучится во рте, уговаривает, да горилки на брюхо наметывает, а опричь того ничего не знает». После третьей пытки она подтвердила ссылки Настьки и раскрыла все подробности своего вдовского искусства, которому научилась у матери своей, умершей седьмой год тому назад. Как оказалось, соль и мыло она наговаривала: «как смотрятца в зеркало да не насмотрятца, так бы де муж на жену не насмотрелся»; а соль: «как де тое соль люди в есть любят, так бы муж жену любил». При наговоре на мыло она произносила: «коль скоро мыло с лица смоетца, столь бы скоро муж жену полюбил». Сжигая рубашечные вороты, она приговаривала: «какова де была рубашка на теле, таков бы муж до жены был». Против жабы заговором служили слова: «святый, ангел хранитель, умири и исцели у того имянем, у кого прилучитца, болезнь сию». При этом Козлиха не только уверяла, что «лихим словом не наговаривает», но заявила: «да и не одна де она тем ремеслом промышляет, есть де на Москве и иные бабы, которые подлинно умеют ворожить».

Этими «иными бабами» оказались Ульянка слепая, Дунка слепая да Феклица Степанова. Первая из них подверглась три раза пытке. Сначала она показала, что «только и знает, что около малых детей ходить, хто поболит, и она их смывает, и жабы во рте уговаривает да горилки на брюхо наметывает». При этом она наговаривала и смывала детей наговорною водою, а жабы давила. Кроме этого, она показала: « у которых людей в торговле товар заляжет и она тем торговым людем наговаривает на мед, а велит им тем медом умыватца, а сама наговаривает: как де пчелы ярые роятца да елетаютца, так бы де к тем торговым людем для их товаров купцы сходились». Она же советовала женщинам есть хлеб с солью и умываться мылом. Над хлебом с солью она нашептывала: «как де хлеб да соль люди любят, так бы де муж жену любил»; а над мылом: «сколь де скоро мыло к лицу прильнет, столь де скоро муж жену полюбит». Таже женка Ульянка тем, у кого «лучитца сердечная болезнь или лихорадка, или иная внутреняя болезнь», давала вино, чеснок и уксус с наговором: «утиши сам Христос в человеке болезнь сею, да Уварь, Христово мученик, да Иван Креститель, да Михайло Архангел, да Тихон святый».

Слепая Дунка под пыткой созналась, что она «малых детей от уроков смывает, да жабы во рте уговаривает, да она ж де на брюха, у кого что пропадет, смотрит; а на кого скажут неверку, и она посмотря на серцо узнает, потому что у него серцо трепещет».

Женка Феклица показала, что она «грижи людем уговаривает, а наговаривает на громовую стрелку да на медвежий ноготь, да с тое стрелки и с ногтя дает пить воду, а приговариваючи говорить: «как де ей старой жонке детей не раживать, так бы де у кого та грижа и болезни не было» да она ж... на брюхо горшки наметывает»

По завершению дела Алексей Михайлович повелел «золотную мастерицу Дашку Ламанову с мужем ее с Степкою Ламановым... сослати в Сибирский город Пелым; да золотную ж мастерицу Дунку Ярышкину с мужем ея да с сыном да с дочерью сослати в Каргополье: а... колдуней Манку Козлиху да Дунку слепую да Феклицу слепую ж с мужем с Гришкою сапожником разослати в городы: Манку Соликамской, а Феклицу с мужем на Вятку, а Дунку в Кайгородок»

Источник: Н. Новомбергский "Врачебное строение в допетровской Руси", 1907

Владимир
Владимир

#2 Владимир » 9 апреля 2016, 15:34

Пинежское дело о напускной икоте 1815 года

Михайло Чукарев обвинялся в порче икотой своей двоюродной сестры Афимьи Лобановой. В прошении, поданном пострадавшей, Чукарев форменно обвинялся, как напуститель порчи, и потерпевшая заявляла, что он вселил в нее злого духа, который непрестанно ее мучит.

На допросе Чукарев признался в своем злодействе, откровенно заявив, что действительно порча им напущена на Афимью, но что сам он этого делать не умел, а научил его крестьянин Федор Крапивин.

Самое волшебство совершается так. Надо взять соль и, снявши с себя шейный крест, нашептывать на соль следующую заклинательную формулу:
«Пристаньте к человеку (имя) скорби-икоты, трясите и мучьте его до скончания века; как будет сохнуть соль сия, так сохни и тот человек. Отступите от меня, дьяволы, а приступите к нему» .
Снаряженную таким манером соль надо высыпать куда-нибудь в такое место, где тот человек будет проходить, и наступив на эту соль, обреченный непременно заполучит икоту.


Пинежский суд взглянул на это дело серьезно. Чукарев был приговорен к 35 ударам кнутом и к публичному церковному покаянию.

Источник: М.А. Орлов "История сношений человека с дьяволом", 1904.


Вернуться в «Славянская волошба»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость