Славянский бестиарий

Описание: Ответы на часто задаваемые вопросы

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#41 Яробор » 27 августа 2016, 10:52

РЫБЫ
Хладнокровные, выделяемые в народной культуре в особый класс по признаку обитания в воде, способу передвижения (плавание) и неспособности издавать какие-либо звуки (немоте). Подобно зверям и птицам, РЫБЫ имеют своего главу или «царя». Мифическим хозяином, царем над рыбой и «рыбным пастухом» считают водяного. Он пасет рыб под водой, перегоняет их из озера в озеро, заключает с рыбаками договор о рыбе, может не напустить ее в сети, наказывает за ловлю рыбы ночью и, кроме того, сам может появляться в образе рыбы, например, осетра или сома. О ловле рыбы молятся св. апостолу Петру. К его дню приурочен праздник рыболовов. Ловителем рыбы считали также Алексея — человека Божия, переплывшего море в решете. В его день (30.III) прядут несколько ниток для сети, чтобы рыба ловилась.
В народных представлениях находят отражение такие характерные признаки, присущие рыбам в целом, как немота и связь с водной стихией. Например, детям, пока они не научатся говорить, не дают есть ни рыбы, ни ухи, иначе они долго будут немы, как рыбы.
Сны о рыбе как обитательнице земных вод толкуются в народной традиции чаще всего как предвестье дождя (влаги небесной) или слез. Женщине сон о рыбе может сулить и беременность, что связано с представлением о душах в облике рыб. Представление о рыбе - душе отражено также в сказке о том, как бездетная царица, съев рыбку, рождает ребенка. Лужичане объясняют появление детей на свет тем, что «водяная мать» вылавливает из глубокого омута их души в виде рыб.
Параллелизм рыбы— люди проявляется в польском поверье: если дохнет рыба, то и люди будут болеть. Связь рыб с душами умерших, находящимися на том свете, отражена в белорусской загадке о рыбе: «На тым свете живый, а на гетым мяртвый». Русины - украинцы Буковины представляют царство мертвых как страну блаженных рахманов — наполовину людей, а наполовину рыб. Увидеть во сне рыбу, плавающую в мутной воде, предвещает смерть. Не случайно и в обрядовой традиции рыба используется в качестве поминального блюда.
В свадебных песнях рыбица, пойманная в сети, символизирует невесту. В народной медицине рыба используется чаще всего для лечения горячки: как водяное существо с холодной кровью она способна загасить или остудить жар. С этой целью дают больному высушенную рыбку, извлеченную из внутренностей щуки, окуривают его рыбьими костями с рождественского стола, прикладывают к ступням ног половинки линя, живьем разрезанного вдоль. Помимо общих представлений о рыбах, имеются поверья о некоторых отдельных видах рыб. Так, щуке приписывается близкое знакомство с нечистой силой. Существует примета, что если она плеснет хвостом перед рыбаком, то он вскоре умрет. На лбу у щуки якобы видны крест и копье, которым был пронзен распятый Христос. Пчеловоды кладут щуку под освященную пасху, затем трут в порошок крестообразную лобную кость этой щуки и, смешав с медом, закармливают ею в первый раз весною пчел. С ершом у рыболовов связана плохая примета: если ерш попадется при первом улове, промысел будет неудачный. В сказке о мужике, взявшем в жены дочку черта и убежавшем с ней, дочь черта. спасаясь от погони, превратила мужа в море, а сама обратилась в ерша. Злых людей образно уподобляют ершам. Об утонувшем говорят: «ушел в ершову слободу».
Происхождение камбалы объясняет легенда. Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве. что от нее родится Спаситель, она сказала. что готова будет поверить этому, если рыба, одна сторона которой была уже съедена, вновь оживет. В ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду. Так появилась на свет однобокая камбала. В другой легенде, бытующей среди рыбаков польского Поморья, говорится, что камбала, узнав, что рыбы выбрали себе в короли селедку, так скривила рот, что он навсегда у нее таким кривым и остался. Два черных пятна на жабрах трески — следы пальцев апостола Петра: он взял ее двумя пальцами, когда вынимал изо рта этой рыбы монету для уплаты подати. Западные украинцы показывают эту «рыбу с грошом», выловленную св. Петром, на звездном небе. У стерляди имеется свой царь. Согласно нижегородскому поверью, стерляжий царь обитает в реке Суре. Его жилище убрано самоцветами и жемчугом и находится в глубокой яме на самом дне реки. Там он живет со своей женой — водяной русалкой. В ясные лунные ночи она выходит на берег, садится на камень и расчесывает золотым гребнем свои зеленые, как тина, волосы, а стерляжий царь плещется возле нее и трется о ее белую ногу. Если кто-нибудь из рыбаков увидит ночью эту картину, то ни одной стерлядки ему уже больше не поймать.
Плотву нельзя есть тем, кто болен лихорадкой. В некоторых местах плотву, особенно красноперку, с ярко-красными плавниками, называют «князем» или «князьком». Слово «князь» встречается и в качестве названия сельди с розовыми плавниками, которая плывет впереди стаи. Речную сельдь, чаще всего чехонь, называют бешеной рыбой или бешаницей. Волжские рыбаки верят, что съевший ее станет безумным. Поэтому, выловив эту рыбу, бросают ее обратно в воду или бесплатно отдают мордве и чувашам, которые от употребления ее в пищу с ума не сходят (инородцы). Бытует также поверье, что бешаница (верховодка) показывается к падежу скота. Змеевидных- угря и вьюна — относят к гадам, считают их погаными, нечистыми и родственными змеям. Например, вьюна называют «змеев брат» и считают змеей в двенадцатом поколении. Такими представлениями объясняется распространенный запрет употреблять этих РЫБ в пищу. Считается, что угря лишь тогда разрешено будет есть, «когда в семи городах рыбы отыскать будет не можно». Рыбаки польского Поморья устраивают угощение угрями 7.10, в день, посвященный Богородице и называемый ими днем «Угревой Божьей Матери». Согласно легенде, вьюн произошел из гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить его в лоб Христу, украдкой выбросил в реку. Угри ловятся в сети ночью, в наказание за то, что угорь хвастался перед Богом, что его никому не удастся поймать. Связь с гадами обнаруживается и у карпа: по южнославянскому поверью, сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея. Книжного происхождения представления об огромной чудовищной рыбе - ките. На ките (или змие), живущем в огненной реке или в огненном море, держится вся земля. Когда кит-рыба под землей дрожит, на другой бок переваливается или ударяет хвостом, происходит землетрясение. Согласно другим поверьям, земля стоит на двух крест-накрест лежащих рыбах или на трех китах. Она была основана на четырех китах, но один из них уже умер, отчего произошел всемирный потоп, а со смертью остальных китов произойдет светопреставление. По поверью поляков, у кита па голове три золотых креста. Китом становится такая рыба, которая трижды проплывет вокруг земли по Висле. С каждым таким кругосветным путешествием она получает по золотому кресту. В народных поверьях встречаются и другие мифические рыбы, например: гигантская рыба, заплывшая в реку, отчего вода вышла из берегов и затопила окрестности; рыба с хребтом, поросшим плесенью и мхом, которая со времен всемирного потопа лежит на дне горного озера в польских Татрах, покрывая своим телом все его дно: сосущая камни крупная рыба, похожая на угря, которая впивается в человека и может его замучить.(Гура А.В)
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#42 Веледар » 3 сентября 2016, 11:23

Арсури (Арзюри)

У чувашей дух, хозяин леса, леший. Возможно, термин «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название Арсури —варман тура (лесной бог) — аналогично одному из названий лешего «урман иясе» (хозяин леса) у казанских и западносибирских татар.
Арзюри представляют в образе высокой голой женщины с длинными (до земли) волосами, с телом, покрытым шерстью, только её половые органы обнажены. У неё глаза размером огромные, как овсяные мешки, груди, свисающие вниз; во время ходьбы она кладет их себе на плечи. В некоторых мифах у арзюри чёрное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Наконец, арзюри наделяли такими признаками, как очень большая голова и глаза размером с просяное зернышко.Арзюри представлялся и в других обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. Питается мясом животных.
Арзюри сбивает людей с дороги, издевается над ними, вырывает зубы, пугает жутким хохотом. Она может дико кричать на разные голоса, лаять по-собачьи, визжать как поросенок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. Арзюри обычно гоняется за человеком в лесу, принимая всевозможные образы: овцы, зайца, вспыхивающего огонька, хлебной скирды* и т.п. В таких случаях нельзя обращаться к нему, так как он тотчас же исчезает, а вместо него в лесу начинается свист, ауканье, слышатся топот, треск, ужасные нечеловеческие голоса. Услышав это, конь только крутит головой, и невозможно его сдержать, он пугается и несется вскачь. Арзюри забегает вперед человека, нагло смеется и, показывая свои половые органы, зовет его к себе. Иногда арзюри появляется в образе мужчины или женщины и, близко подойдя к путнику в лесу, начинает его щекотать, иногда до смерти.
Однако при всем при этом, Арзюри любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает.
Арзюри очень боится железа, кнута, огня, воды, собак и потрескивания черемухи на костре, поэтому, если у путника в лесу в костре горят черемуховые ветки, она к нему не подойдет. Арзюри любит ездить на лошадях, поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой.
Если по дороге повстречается арзюри, надо сказать: «В гору!». Тогда арзюри отстанет и не сможет догнать. Если арзюри встретится у реки, нужно говорить, если человек идет по течению: «Против течения!», а если против течения — «По течению!» По другим поверьям, при встрече с арзюри надо бросить в её сторону кусок хлеба.
Согласно ряду мифов, арзюри происходят из самоубийц или убитых. Шайтан входит в тело самоубийцы и носит его по лесной чаще, пугая прохожих. В некоторых местностях думают, что душу убитого в дороге или самоубийцы Тура (Бог) не принимает к себе, и потому она с плачем ходит по лесу и пугает других. По другим мифам, Арзюри — души уведённых в лес и брошенных там больных, увечных, престарелых; души убитых и похороненных без исполнения традиционных предписаний, непоминаемых; души внебрачных младенцев, брошенных в лесу, овраге; покойников, чьи останки не погребены.
Сейчас арзюри нет, потому что Бог всех их сразил молнией, чтобы они никого не могли пугать.
В мифологиях других тюркоязычных народов Арсури соответствуют шурале у казанских татар и башкир, пицен у западносибирских татар
У мордвы и по сей день ходят рассказы о встречах с Вирь Авой (лесной матерью). Южные чуваши считают арзюри женой убэде, поэтому и зовут также «варман амаше» («мать леса»).
Словом "Арзюри" также называют бесстыжую женщину.
Образ арзюри был показан в одном из первых чувашских литературных произведений «Арзюри» (1879) Михаила Фёдоровича Фёдорова.
(Мифологический словарь / гл.ред. Е.М.Мелетинский — М.: Советская энциклопедия, 1990 (2))

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#43 Веледар » 9 сентября 2016, 0:22

КОЛТУН-
спутанные плотным комом волосы на голове; болезнь, имеющая, по представлениям западных и восточных славян, демоническое происхождение; следствие порчи или вселившегося в тело человека злого духа.
Колтун — это существо, живущее в теле человека: в глазах, в шее, в спине, груди, в руках, ногах, в сердце, в жилах, мозгу, животе. Белорусы считали, что колтун есть у каждого, но проявляется он, если его раздразнить или если наслана порча. Демон, поселившийся в человеке, мстит колтуном, если ему не угодить, и он будет мучить человека всю жизнь. Колтун в поисках выхода из тела человека влезает в голову и поселяется в волосах, свивая их в ком. Обращаясь к колтуну, его следует называть ласковыми уменьшительными именами, например: «Мой колтунчик, не мучь меня» (пол.). Причиной появления Колтуна может быть летучая мышь, вцепившаяся в волосы; птица, которая унесла вычесанные и брошенные человеком волосы и выстелила ими гнездо. По представлениям поляков и украинцев, колтун сидит, притаившись в зарослях бузины, и может пристать к человеку, который проходит мимо; он появится у того, кто срубит бузину или отломит от нее ветку в недобрый час. Болезнь могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира. Колтун возникал от испуга, переживаний, от тоски, бедности, грязи, от ветра и холода,
Для избавления от Колтуна больного заговаривали на восходе или заходе солнца; окуривали, поили травами; использовали отвар омелы, питающейся, как и колтун, чужими соками. Колтун запрещалось срезать, его надо было распутывать по волоску или ждать, когда он сам отпадет. Пережигали каждый волосок раскаленными щипцами, серпом, куском железа или громничной стрелой; отбивали камнем на камне по двадцать волосков в день; отрубали топором. Для этого важно было правильно выбрать время и место: К. удаляли при растущей луне или после полнолуния, в четверг на новолуние, в погожий день под вечер. Поляки считали, что Колтун можно отрезать только раз в году — в Страстную пятницу перед ритуальным купанием в реке, произнося специальное заклинание. Срезав, колтун завязывали в тряпку вместе с монетой и хлебом, закапывали в муравейнике, под порогом дома; на перекрестке дорог, за границей села, под бузиной и в других местах, где обитают злые духи; прятали в дуплистых старых вербах, между балками на чердаке дома; сжигали, бросали в текущую воду. Несоблюдение правил срезания колтуна могло привести к слепоте, глухоте, потере рассудка, смерти. От колтуна охраняли всякого рода амулеты.

Усачева В.В

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#44 Яробор » 19 сентября 2016, 20:14

Мардус (Мардос, мардус, мартос )—
домовой, который «выкусывает» синяки на теле человека.
«Мартос какой-то синяки выкусыват. Ежели на заднице выкусит, нигде больше нету, это не к добру» (Арх.).
Представление о «выкусывании» домовым синяков отмечены на Мезени, хотя поверья, связанные с «наваливающимся», «давящим» во время сна домовым, распространены повсеместно. Как полагает О. А. Черепанова, «по мифологической семантике синяк — это знак смерти, беды, потустороннего мира, след прикосновения „синего мужика“, то есть покойника» <Черепанова, 1996>. В мезенских быличках о мардосе прослеживается своеобразная дифференциация оставляемых им синяков («к себе» и «от себя»), ср.: «Мардос выкусал, если к себе, то к неприятности, а от себя, то к добру. Говорят, что домовой выкусал. Какой синило появится, говорят, дедушка-домовеюшка кусал. И не чувствуешь, и не больно» (Арх.) <Черепанова, 1996>.

Жма, жмара — существо, «гнетущее» человека. Домовой, «наваливающийся к худу или к добру», в некоторых районах России именовался «жма», «жмара» (Новг., Олон.) («жмать» означает «жать, давить, сжимать»). Может быть, это название характеризует домового и как существо, принадлежащее к иному миру, миру мертвых, ср.: жмары — жмурки, игра (Яросл.), а также жачки, жмаканцы (Вятск.); жмурик — покойник, умирашка (Смол., Новг., Арх., Орл.) <Даль, 1880>.

Навной, намной — дух, появляющийся в доме и «наваливающийся» на людей; домовой. «Не ложись у порогу — навной перешагнет» (Твер.).
Навной, намной — одно из наименований домового духа, ночью «наминающего» людей к переменам в их судьбе; он может показываться в облике призрака, тени, но при этом оставляет весьма материальные следы — синяки на теле человека (Твер.), что «предвещает несчастья» (Яросл.). В варианте названия домового — навной — очевидна связь со словом «навь» (навье) — «мертвец, покойник» <Черепанова, 1983>. Это свидетельствует о связи образа домового духа с культом предков. Нередко домовой в поверьях прямо являет собой покойника (см. Домовой), что и отражено в названии навной.

Власова Марина.

Изображение
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#45 Веледар » 22 сентября 2016, 12:43

ЛЕСНЫЕ СТАРИКИ,ЛЕСНЫЕ ОТЦЫ-
лесные духи, похищающие детей.
«Кроме леших в лесу есть еще лесные старики или отцы; людям они причиняют неприятности тем, что заманивают в лес детей, неизвестно для чего держат их у себя, неизвестно чем кормят» .(Олонец.)

"Однажды муж и жена взяли своего ребенка на сенокос, а вечером забыли о нем и пошли домой. Хватились ребенка, они побежали обратно, но его нигде не было. Рядом был лес. Родители вошли туда и увидели лешего, который нянчил их малыша, но при виде людей исчез вместе с ребенком. "(Записано в с. Никольское Таловского р-на, Воронежской обл. от Яновой Е.А., 1911 г.р. Запись Дудкиной В.Г., 1993 г. АКТЛФ)

"Жила одна семья. И вот раз отец - ну я хорошо его помню - осенью пошел в лес. А малый у него был лет десяти. Ну и пошли они вместе. Пошли-то уж под вечер. Пришли в лес, отец - то развел костер да и ушел за водой, а мальчика оставил одного. Только приходит - а сына - то и нет! Давай он кричать, бегать по лесу, звать его, а никто не отзывается. Так и вернулся один домой. С утра пошел снова в лес - только все без толку. Пропал ребенок. А вот как - то пошли соседские ребятишки в лес. И увидали того мальчика у обрыва в лесу. Испугались. А он близко не подходит, стоит у обрыва. А потом и пропал. Ребята привели отца, бегали по лесу, а никого не нашли. Соседи говорят, что это леший играется. " (Записано в от Колесниковой А.Е., 1938 г.р. Запись Болдыревой Ю.А.)

"Мы с внучкой часто ходили за грибами. Наш дачный домик почти в лесу.
Как-то раз так увлеклись, что разошлись очень далеко друг от друга. Смотрю, а Оленьки нет, стала звать ее, но никто не отзывался. Я очень испугалась и пошла к домику посмотреть, не пришла ли она. Долго Оли не было. Я снова к лесу, долго ходила, искала, кричала. Наконец, Оля пришла и рассказала, что когда поняла, что заблудилась, стала звать меня, не могла понять, в какую сторону идти и заплакала, а потом услышала шаги по сухим листьям, но никого не было. Страх исчез. Оля пошла на звуки и вышла прямо к дому. Оказалось, что она была совсем близко. "(Записано в г.Воронеже от Семеновой Людмилы Андреевны, 1925 г.р. Запись Власенко Ж.А., 1997 г. АКТЛФ)
Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#46 Яробор » 28 сентября 2016, 23:01

Игоша
– фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения.

По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома.
Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Как и все скончавшиеся скоропостижно или без крещения, игоша – не находящий успокоения умерший; он и «беспокойный дух дома»: проказит, вредит, если его не признают за домового [Черепанова, 1983], вообще, «признается большим озорником» [Забылин, 1880].
Сведения об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствуют о его «неполноте», отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражает «змеиную природу» этого персонажа.

Власова М.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#47 Веледар » 19 октября 2016, 13:44

Chochołek , Chóchółk — кашубский дух-пересмешник

В мифологии кашубов (народа, живущего на севере современной Польши), Хохолэк — дух-пересмешник, персонификация эха. Обычно обитал в лесу, среди развалин, в опустевших зданиях или старых избах. Когда кто-нибудь, проходя невдалеке от его укрытия, что-то насвистывал или кричал, хохолэк тотчас же это повторял. И потом уже не отставал от своей новой жертвы. Передразнивал и разыгрывал его, отпускал нескончаемые шутки, доводя человека до белого каления. И был в этом насколько успешен, что временами все жители обжитой хохолэком деревни имели присвоенные им прозвища, клеймящие и осмеивающие их недостатки или вредные привычки.

Многочисленные шутники, находясь под впечатлением от такого тщательного издевательства, выбирали хохолэка себе в покровители и пытались по жизни подражать его отношению к людям (1146: s.90-91).

Источники
A.Labuda "Bògòwie i dëchë naj przodków: przëłożënk do kaszëbsczi mitologii" / "Bogowie i duchy naszych przodków: przyczynek do kaszubskiej mitologii" — Bolszewo, Wejherowo: Biblioteka Publiczna Gminy Wejherowo, Urząd Gmin

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#48 Веледар » 20 октября 2016, 21:06

За Лесовицей словно перекати-поле крадётся Стрига...

Стрига

Это ведьма, похищающая урожай и не оставляющая следов. Ее можно увидеть, если выйти утром в поле, не помолившись и не перекрестившись перед образами. Над посевами в воздухе будет висеть вниз головой страшная длинная женщина и отстригать колосья у спеющих хлебов. Впрочем, это последнее, что ты увидишь в жизни, так как таких подглядчиков стрига убивает своим ржавым ножом, срезая им голову, как колос. Даже рассказывая о ней сказку, громко называть стригу «стригой» опасно: может наведаться ночью и отомстить. Поэтому если запретное слово уж очень нужно сказать, его произносят шепотом. А вслух ведьму именовали «пережинщицей»

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#49 Яробор » 25 октября 2016, 6:29

Зыбочник
Леший, качающийся на деревьях; дух, проникающий в зыбку (колыбель).

«Отдам тя зыбочнику!» (Новг.)

«Зыбаться» означает «колебаться, качаться, раскачиваться на ветру», зыблющимся представлялось и топкое болото. «Зыбающимся», т. е. раскачивающимся на деревьях (возможно — и на трясине), крестьяне некоторых районов России представляли лесного и болотного «хозяина», лешего, который именовался зыбочник (Олон., Арх., Волог.). Иногда зыбочником (от «зыбь»?) называли и водяного.

На Вологодчине, Новгородчине и Псковщине зыбочник — «полуденный дух», опасный для детей. В Вологодской губернии пустую колыбель (зыбку) «не оставляют открытой, чтобы не проник в нее „полуденник“, „денник“ или „зыбочник“ и не стал бы пугать ребенка».

Власова Марина
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#50 Яробор » 3 ноября 2016, 6:59

Ламя — в народной мифологии балканских славян злой дух; прожорливое змееподобное чудовище, обитающее в воде или в воздухе, приносящее бурю, непогоду и отнимающее у людей воду (болг. ламя, лъмя, лъмня, макед. ламја, ю.-серб., ю.-в.-серб. ламња), ср. Хала. 
Происхождение образа
Образ ламии восходит к древнегреческой Ламии (Λάμία), дочери Посейдона, возлюбленной Зевса, пострадавшей от гнева ревнивой Геры, которая убила ее детей. Превратившись в безобразное чудовище, Ламия бродила по ночам и пожирала чужих детей (ср. балк.-слав. обозначения прожорливой особы, напр. ю.-в.-серб. ламња "обжора", болг. яде като ламя, ю.-в.-серб, једе како ламња "ест, как ламя" и т. п.). Змееподобный облик лами также соответствует древнегреческим описаниям Ламии как прекрасной чародейки, способной обращаться в змею.
Внешний вид
Ламя часто представляется как крылатый змей-дракон, змей с лошадиной головой, ящерица с головой пса (ср. болг., макед. кучка ламя (ламја) "песья ламя") и длинным хвостом, огромная змея с тремя (7, 9 и 40) головами с четырьмя лапами, чешуйчатым телом, крыльями и т. п. Она происходит от змеи, у которой отрубили голову и насадили на воловий рог, в результате чего через 40 дней голова и рог срослись и появилась ламя. (Демирхисар в Эгейской Македонии); от ужа или змея, которые после ста лет достигают огромных размеров и выпускают лапы с острыми когтями и большие крылья (макед.). Места обитания лами — крупные водные источники, реки; реже — пещеры и ямы. По верованиям македонцев из окрестностей Охрида, ламя, двухголовое чудовище, похожее на медведя с большой пастью, живет в Охридском озере, время от времени выходит на берег и пожирает людей. У сербов в районе Лесковца ламња — дракон, поедающий людей, а также рыба, проглотившая Иону пророка. В болгарском фольклоре, агиографических текстах и церковной живописи противником и победителем лами-дракона выступает св. Георгий. В болгарских, македонских сказках ламя нередко представляется в человеческом облике (женщины, старухи, сестры змея).
Ламя — атмосферный демон
Как атмосферный демон ламя может иметь облик темного тумана, густого облака; она появляется вместе с вихрем, градом, бурей, туманом (ср. в фольклорном тексте: «Припаднала е тьмна мыла, не е било тьмна мъгла, най е било сура ламя, сура ламя със три глави» [Опустилась темная мгла, но это была не темная мгла, а была это серая ламия, серая ламия с тремя головами] (болг. бургас.). О покалеченном вихрем ребенке говорят: ламjосало го, т. е. «Ламия его скрутила» (макед.). По македонским поверьям, женский атмосферный дух ламии сражается со змеем — во время поединка женщина и мужчина на земле засыпают, а их души ведут бой в воздухе, облаках. Ср. Двоедушники, Здухач. Ламия стремится «обобрать» созревшее жито в поле, которое защищают змей, св. Илия, Бог. Из убитой ламии вытекают реки зерна, вина, меда, масла, молока. Ламия летит перед грозовыми облаками и выглядит как некое сияние, свет, молния. Ее преследует св. Илия, бросая в нее молнии, особенно летом, когда Л. уничтожает («пожирает») урожай на полях. Банатские болгары считают, что ламия — это «брюхо» облака или тучи: перед дождем ламия спускается вниз, высасывает воду из моря и наполняет ею облака. Жители ю.-вост. Сербии в праздник св. Симеона (1/14.IX) приносят в жертву курицу, чтобы уберечь село от «ламни», которая водит грозовые и градоносные тучи (ср. также ю.-в.-серб. диал. аламуња "вихрь, буря"). В южной Сербии и в Косове ламию считали ненасытным, мстительным, но боящимся шума чудовищем, поэтому при приближении градоносных облаков стучали щипцами для углей по металлической крышке от формы для выпечки хлеба, чтобы прогнать ламию из села.
Ламя — демон формировании природного ландшафта
У болгар и македонцев с образом ламии связаны также этиологические легенды о формировании природного ландшафта. Ламия препятствует течению рек или поглощает воду в одном месте и выплескивает в другом, отчего образуются озера; ламия выступает также как хозяин, хранитель источников, дающий людям воду только после принесения человеческой жертвы (ю.-болг.); чтобы избавиться от ламии, люди отправляют к ней осла, навьюченного каким-либо подожженным веществом, ламия глотает осла и испытывает такие муки, что пробивает холмы вокруг озера (или «моря»), в результате чего вода вытекает и образуются котловины, долины, широкие равнины (напр., в Македонии Струмичка Котлина, в Болгарии Петричко поле и др.).

А.А.Плотникова
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3556
Сообщения: 14257
С нами: 5 лет 2 месяца
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#51 Яробор » 5 ноября 2016, 8:47

Лоскотуха — одно из наименований русалки.

"Лоскотать" означает и "болтать, трещать", и "щекотать". По поверьям многих районов России, русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки).

Лоскотухи – русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они "залоскачивают" [защекачивают] насмерть парней и девушек [Чубинский, 1872].

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде, а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т.д.). (Наиболее опасной считалась неделя до и после Троицы.)

Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, название лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

М. Власова
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#52 Веледар » 6 ноября 2016, 10:00

ЛЕШАЧИХА,ЛЕШУХА

Лешачиха, лесачиха, лесниха, лесовиха, лешавица, лешенка, лешиха, лешуха — лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка.
«Видели лешачиху на мосту около мельницы» (Урал); «Ну, лесачиха ее и пожалела. Дала ей хлеба на дорогу, да домой выпустила» (Арх.); «К нему пришла лесниха, баба лесного» (Свердл.); «У всех нечистых духов есть жены, которые называются чертихой, лешухой, дьяволицей» (Арх.); «Есть люди, готовые клятвенно уверять, что они, своими глазами, видывали лешачиху, расчесывающую волосы на остатках заводской плотины» (Перм.); «Один парень шел с пляски, дак, говорит, она ходит, волосы распустила да в фартук набрала много травы, лешачиха-то. Он тут стал молитву читать» (Арх.).Облик лешачихи может представляться по-разному. «Лешачиха рисуется то как страшное, безобразное существо с огромными грудями, то как нагая женщина, идущая по лесу, то как женщина в белом сарафане или в печатном сарафане с пестрядинными нарукавниками, ростом с лесом вровень» (Арх.). В одном из рассказов она живет с мужем — лешим Иваном, который приезжает под видом генерала, в черной шубе, с красным кушаком (Арх.) <Померанцева, 1975>. В поверьях Русского Севера и северо-запада России лешачиха может быть дряхлой высокой старухой, «оборванной женкой».
В значительной части поверий (особенно севера и северо-востока России) лешачиха чаще всего неприглядна, «необрядна», ср.: «лешачиха некрасивая, волосы растрепанные» (Арх.).В современных записях быличек, сделанных в Архангельской области, лешачихи (именуемые то лешачихами, то боровухами представляются по-разному, но чаще — похожими на обычных, только «нарядных и аккуратных» девушек, женщин, ср.: «Тата рассказывал. <…> Едем, вдруг конь фушкат, шарахатся, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденькая девоцка, белой платоцек наперед концами завязан. У ей уголоцек до цего прямо лежит на спине, как добры, аккуратны девушки подвязывали. Вот она бежит, бежит, бежит. Тата говорит: „Подвезем“. Мы лошади остановили, и она вроде стала. Тата ременкой жиганул, лошади шибче побежали, и девка. На лошади доганить не можем. Повернула на левую руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это лешачиха. Ведь уж человек настоящий в сторону свернет, и следы есть. А тута нет ничего. А лешачиха красива, волосы долги» (отличительными чертами лешачихи здесь могут быть длинные распущенные волосы, красный сарафан и способность стремительно бегать) <Черепанова, 1996>.В облике лешачихи проглядывают и черты русалки, лесного и водяного духа, и черты проклятой, сгинувшей в лесу девушки, покойницы, которые в ряде районов России могут именоваться лешачихами. Сходство лешачихи с русалкой, удельницей, вольной старухой («хозяйкой» тундры, болот северных поверий) позволяет предположить, что она может быть и вполне «самостоятельным» лесным («земноводным») духом в обличье женщины, порою соотносимым с «женой лешего».«Занятия» лешачихи подробно не описаны. Она хозяйствует в доме лешего. На Смоленщине рассказывали, что лесовиха (за заботу о ее детях) может одарить человека нескончаемым полотном: «Хадила жэнщина в лес, в ягоды и слухаить, что детычьки маханькии плачуть.
— „Госпыди Милысливый, что тут такоя?“
Сичас глянула, падходить к бярези — бяреза бальшая, у бярези тэй сидить двоя детычик.
Ина удыва — наметку далов с галовы и завяртела, пупалам раздравши, абоих; сама двору пашла.
Ни паспела ина двору придить, идеть лисавиха услед за ею:
— „Ах ты, мая бабычка, пратапи ты мне баню“.
— „Ах, галубачка мая, я и рада б пратапила, да вдавиныя мае дела, мне и сваёй нечим тапить — я усе куркулюсь: кали такей дянек вытоплю, кали ни такей, ни таплю“.
— „А не, бабычка, мне твои дровы ни нада: ты иди, щепычик в фартук назбирай — во и у нас; аганьку возьми, затапи — з нас духу и деть нейди будить“.
Щепки пагрели, а ина сядить, дажидаить. Веничик намачила, вадицы паставила — духу и дивать нейди: целая баня. Вымались. Памыла яе, пупарила.
„Спасиба тябе, мая бабычка: я уж тябе за усё атблагадарю и за своих детык, что яны голинькии ни сидять. На ж табе за труды палатенца. Гляди ж ты, бабычка: на что надаби, на усе решь, будить с тябе и з дядей тваих на вик. Хто попросит на нужду, можно дать — тольки не раскатывай, решь да решь“.
Ня утерпила, раскатала — хочитца ей наглядеть, что такоя: трубочка ни вяликая, а усе Бох спор дает.
Як раскатила, усе и кончилось».
Согласно поверьям северных и северо-западных районов России, лешачиха иногда помогает пасти скот. В повествовании из Архангельской губернии умирающий пастух оставляет ее «в наследство» другому пастуху: «…дал ему трубу да палочку, и приказывает: „Вот до того места коров прогони, да и назад воротись, и не ходи больше в лес; а как надобно коров домой гнать, в то время пойди, потруби, придут все домой“. Он так и сделал. <…> Раз пастух напился пьян и ему захотелось полюбопытствовать, как они (коровы. — М. В.) собираются из лесу домой; пошел в лес, дошел до того места, где коровы едят траву, потрубил. Смотрит: бежит женка оборванная, ободранная, все платьишко на ней изорвано об лесинье, и кричит на коров, гонит их, с прутом бегает. Как только увидела пастуха, бросила вицу: „На, говорит, паси сам, я столько годов пасла“. Это была лешачиха». Так же, без следа, от неурочного взгляда, исчезает в новгородской быличке и пасущая скот старуха, оставленная мужику странником (в награду за гостеприимство): «Ходило стадо так три года, только и пришло в ум мужику: „Какой же я хозяин, что не знаю, кто у меня скотину пасет!“ Сказал он и пошел в лес стадо искать. Нашел скоро: видит, пасется оно, а с краю полянки стоит высокая-высокая старуха, опершись ничком на палочку; дряхлая такая старушка, и все качается, будто дремлет. Мужик-от подошел к ней, потянул ее за руку, да и говорит: „Бабушка, ляг, отдохни!“ А она ему: „Спасибо, кормилец, спасибо, спасибо…“ Закачалась, стала меньше — и вовсе сгинула. Подивился мужик, пошел домой, а с тех пор скот перестал один в лес ходить, надо было мужику пастуха нанимать».Бытовали поверья, согласно которым лешачиха не только помогает в пастьбе, но может и «увести» скот.Во многих рассказах о ней лешачиха лишь ненадолго появляется перед глазами изумленного и напуганного человека (например, в облике огромной женщины с корзиной морошки в руке) (Арх.) и тут же исчезает.На Пинеге считали, что «лесачихи очень опасны для живущих в лесных избушках. Под видом жен они посещают дроворубов, и тогда „в них начинает сменяться кровь“». Они чахнут, тоскуют и скоро умирают. Избавиться от лесачихи можно, надев на нее крест и отстегав рябиновой вицей. По записанному на Пинеге рассказу, когда молодой охотник догадывается, что к нему приходит не жена, а лесачиха, он бьет ее вицей. Лесачиха исчезает, а в руках у парня оказывается его собака <Карнаухова, 1928> (в современных записях быличек Архангельской области того же района к оказывающимся в лесу людям «ходят» боровухи — «говорят, как сотворишь блуд с боровухой, дак и с ума сойдешь») <Черепанова, 1996>.Несколько иначе развивается повествование, записанное на Мезени: проклятая девушка-лесачиха приходит к парню, который никак не может жениться, и, обратившись в обычного человека, становится его женой.
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#53 Веледар » 10 ноября 2016, 8:32

ГАРКУН — одно из наименований лешего.
Название гаркун характеризует одну из существенных черт лесного духа — громкий, "гаркающий" голос, а также шумное поведение, любовь к выкрикам. По поверьям разных районов России, леший подражает голосам животных или птиц, "ржет как конь", свистит, хлопает в ладоши, поет, хохочет, кричит (причем часто повторяя "эхом" последние слова встреченного им человека).
Вот как описывается появление лешего в одном из крестьянских рассказов: "Идет кто-то, да гайкат, да свишшит". Увидели сперва черную собачку, а потом кто-то в белой рубашке, "смотрит, смотрит, да как захохочет. Только по лесу раздалось, покатилось. Потом повторилось и пошло опять той же дорогой. Пошло, пошло и ушло" (Сев.) [Померанцева, 1975].

М. Власова. Новая абевега русских суеверий. ллюстрированный словарь 1995

Легенды Дивногорья — Гаркун
Еще не так давно шумели под Дивногорьем густые леса. Они тянулись по всему Белогорью, покрывали и высокие косогоры, и глухие овраги. Много тайн скрывали донские леса. И лишь белые проплешины меловых осыпей на донских склонах иногда выдавали их. Выйдет на такую меловую поляну в полнолуние одинокий волк черным силуэтом и завоет на ночное светило. Да так, что кровь в жилах стынет.
А то и того страшней бывало. Видели частенько люди, как иной раз выйдет на косогор неведомо кто — огромный, обросший шерстью, ни медведь, ни человек. Встанет, согнувшись, замрет и вглядывается пристально в редкие огоньки притихшего к ночи селения. Такого лесного человека, а по современному "снежного" называли издавна местные Гаркуном. За то, что не говорил он, а гаркал. Да так, что все живое в лесу замирало и пряталось. Женщины, которые в лесу грибы да ягоды собирали, заслышав гарканье лесного человека в обморок падали. Бродили такие лесные люди по донским чащобам, дивногорским пещерам. А то и к людям выходили, к человеческому жилью подбирались — искали себе женихов и невест из людей. Утаскивали приглянувшихся к себе в лесную чащу. Чему свидетельства есть по всему Подонью. Да и легенд и преданий немало в наших местах о них сложено.Одно из преданий рассказывает о хуторской казачке Настасье. Видная, статная была девка. Всем парням на загляденье. Да подстерег ее Гаркун, когда она в лес за малиной на пироги пошла. Едва та присела отдохнуть на пенек у опушки, вышел лесной человек из чащи, сгреб в охапку, да и утащил в свою берлогу-пещеру. Стала Настя женой горевого чудища. Когда тот уходил в лес, заваливал вход в жилище огромным белым камнем. Приносил ей добычу разную, дичь, орехи, ягоды, коренья лесные. Прожила Настя такой жизнью два с половиной года. И ребеночка родила от лесного человека. Но был он вовсе не в отца, обычный человеческий ребенок — только крупный очень. Пересилило людское в его образе.
Но вдруг однажды заболело дитя, все хуже и хуже ему становилось. Взмолилась Настасья перед Гаркуном на коленях: "Отпусти ты меня. Дома вылечу ребеночка, на ноги поставлю. Пусть как вырастет, сам решит, как жить ему". И случилось чудо. Отвалил Гаркун от входа в пещеру камень, иди, мол, отпускаю. Так вернулась Настя с дитем домой. Выходила-вылечила сына, назвала Дубрынею. Рос он быстро, был силен и крепок. Когда было ему от роду двенадцать лет, он уже выглядел на все восемнадцать. Да только говорить стал все реже и реже. И в церковь не ходил, креста не творил. А все в лесу пропадал. За что очень сердился на него поп из соседнего села Селявного. А однажды и вовсе пропал Дубрынюшка. Разыскал в лесу жилище отца своего и не захотел уже уходить из него. Настасья приходила к нему, в его берлогу тайную, звала домой, но тот так и не вернулся в селение. Оброс волосами, гаркать выучился.Говорят, не раз видели и слышали его в окрестностях Подонья. а однажды пропала в соседнем селе первая красавица. И с тех пор исчез Дубрыня-Гаркун из этих мест. Видели его потом в далеком Карабуте, в низовьях под Павловском, встречали в новохоперских лесах.
Есть ли лесные люди в Подонье сейчас? Бог ведает. Мы не видали. Но некоторые люди рассказывали, что не раз видели Гаркуна в Дивногорских окрестностях. Выходил он в ночи к кострам экспедиторов-спелеологов. Правда близко не подходил. Так маячил в дали тенью, да гаркал. Пугали народ лесные люди и в новохоперских окрестностях. Правда это или нет, но о том писали в газетах уже в наши дни.

"Легенды Дивногорья" вып.2 Воронеж, 2004 г. Автор: Владимир Елецк
Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#54 Веледар » 20 ноября 2016, 9:54

Лизун, лизунко — дух, обитающий за печкой или в подполье дома — одно из табуистических наименований домового духа, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду.

Лизун может напоминать мохнатого зверька: "А то раз начал он [домовой] лизать меня по голове таким жестким языком. Что, думаю, за притчи? Схватил я его за шерсть. Кошка да и только! А кошки у нас в дому, надо сказать, давно не бывало. Вижу, дело неладно. Давай молитву читать да креститься. Благо руки не отнялись, насилу открестился" (Волог.).

Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: "Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет" (Волог.). изуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет, пугали ребятишек и на Смоленщине, Ярославщине, в Тверской, Костромской губерниях. На Смоленщине "лизун — детское пугало", но лизун — это и "сноп огня, пламени".

М. Власова. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь 1995

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#55 Веледар » 27 ноября 2016, 16:47

КЛОБУК (польск. kłobuk, kołbuk) — дух-обогатитель в народных представлениях поляков (дух хозяйственного благополучия и достатка). Считалось что он «заводится» у тех хозяев, кто решается на обогащение с помощью нечистой силы. Клобук состоит в услужении у одного из домочадцев, обогащая его на условиях определенного договора с человеком; в случае же нарушения условий содержания духа и обхождения с ним, он не только прекращал заботиться о хозяине дома, но и насылал несчастья, бедствия, поджигал дом, а затем исчезал.

Считалось, что духа-обогатителя можно вывести из особого яйца (чёрной курицы или из «петушиного»), либо просто найти случайно после сильного ливня в виде мокрого цыплёнка, птенца (либо даже купить у «знающих» людей); с другой стороны, чтобы заполучить такого «помощника», люди специально погребали под своим домом выкидыш или мертворожденного ребёнка, веря, что через какое-то время его душа превратится в «домовика». Польское население Вармии и Мазур считало, что именно таким образом можно «вырастить» для своего хозяйства духа-обогатителя клобука: когда в семье рождался мертворожденный младенец, родители закапывали его под порогом дома и ждали, что через 7 дней (либо 7 месяцев, 7 лет) появится его душа и будет просить её окрестить, — тогда следовало сказать: «Будешь клобуком!»; после этого в доме появится мифический «помощник».(Виноградова Л. Н)
Клобук — это дурной дух низшего уровня. Обитал в лесной местности, однако время от времени, чаще всего в период зимнего холода или осенних ливней, подходил к человеческим дворам. Принимая облик черного цыпленка, присаживался на заборе и ждал, пока кто-нибудь из сельчан сжалится и заберет его в хату. Пригревшись в доме, клобук начинал сносить своим хозяевам разное добро, которое крал у других жителей деревни. Взамен ему следовало обеспечить место для сна: засланную пуховым покрывалом старую бочку, поставленную на чердаке возле самой трубы, и харчи: ежедневную порцию яичницы на масле. Со временем, когда хозяев начинали мучать угрызения совести, либо просто набрав достаточно много краденного добра, они решались выгнать клобука, тот становился агрессивный и начинал вредить, но чаще без особых проблем исчезал, улетая через трубу. При этом всё, что он успел к тому времени натаскать своим добродетелям, превращалось в зловонный помет.
(Павел Зых «Славянский бестиарий, или слово о нечистиках, водниках и русалках»)

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#56 Веледар » 11 января 2017, 20:46

ПУСТОДОМКА

Пустодомка (Ячична) — русский женский демонический персонаж, дух пустого дома и необжитого пространства. В Архангельской области записана такая быличка про ячичну:

"Мне бабушка давно рассказывала. Она у меня в Шенкурском районе жила. Они там верят в «банну обдериху» да в «ячичну». Ячична злая, в пустых домах живет. Про нее мне такая история запомнилась.

Пошли девки на посиделки прясть. Проходят мимо пустой избы да и крикнут: «Ячична, приходи к нам прясть!» А оттуда голос: «Приду!» Девки испугались, пришли в избу, дверь заперли и сидят, прядут молчком. Вдруг стук в дверь. Дверь распахнулась. Входит ячична с прялкой, а вместо кудели у нее сноп соломы. Села, как начала прясть! «Что молчите?» — спрашивает. «Пойте! А то всех забью!» Девки начали петь. Долго поют, а у той все куделя не кончается. Девки уж петь больше не могут. Тут одна встала, ячична ей: «Куда?» А та сказала, что по нужде во двор. Ячична отпустила. Девка заходит обратно, говорит: «Ячична, а у тебя дома ребенок плачет». Ячичнапрялку подхватила и убежала. А девки все по домам разбежались. Эта-то девка прибегает домой и говорит отцу с матерью: «Прячьте меня, не то ячична задерет». Они ее тремя тулупами накрыли. Влетает ячична. Стала тулупы сдирать. Когда за третий ухватилась, петух пропел. Ячична и убежала".

Зап. в 2003 г. в д.Синики Устьянского р-на от М.В.Синицкой, 1954 г.р.

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#57 Веледар » 14 января 2017, 19:07

Навьи, Навь, Навии, Навье, Навьи, Навья, Навы – покойники, загробные духи в славянской мифологии . От древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.
По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.
Навьи
Навий можно было и умилостивить. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу. Представляли навий в виде птиц или в образе некий существ, обросших густыми волосами и с хвостом.Подобные представления о навьях сохранялись в сознании людей до ХХ века. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Существовал у восточных славян даже специальный "навий день" для поминовения усопших, отмечался он в четверг во время пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось что навии в этот день выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу.
Для навий готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, потом открывали окна. Чтобы не мешать навиям, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.
Против навий так же использовалась особая оберегательная обрядность. Если навии приносили вред, следовало разрыть могилу усопшего и вынуть из нее "навью косточку" - единственную не разложившуюся от времени кость усопшего. Косточку полагалось сжечь, а пепел бросить на могилу. Тогда навия исчезнет и перестанет беспокоить живых.
Южные и западные славяне полагали, что навии могут определить судьбу ребенка. Считали. что невидимые навии собираются у постели роженицы и решают, будет ребенок жить или же умрет. Обреченному на смерть навии ставили невидимый "навий знак".
Навье – название покойников, засвидетельствованное еще в летописи и сохранившееся в ряде районов России вплоть до XIX в. (древнерусское «навь» от славянского navъ из индоевропейского nanu – вид погребального обряда).
Покойники-навьи в поверьях и древней, и современной Руси наделены способностью «жить» после смерти. Так, для навий, по свидетельствам XIII-XIV вв., топили баню в Чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников мыться. При этом на пол бани насыпали пепел, а обнаружив на пепле следы, напоминающие птичьи, считали, что навьи были в бане: «Приходили к нам навья мытися!»
Покойники-навьи, по поверьям, могли посещать дома своих родственников, они отмечали большие годовые праздники. На юго-западе России четверг Пасхальной недели именовался «навскйй великдень, Пасха мертвецов»: покойники в это время отправляли в церкви праздничную службу. «Навским днем» в некоторых районах России называли Радуницу, один из главных поминальных, родительских дней, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье (ими делились с покойниками).
Традиционно считалось, что умершие влияли на бытие живых людей, помогали им или, наоборот, вредили – например, разносили болезни (согласно летописному свидетельству, эпидемия 1092 года в Полоцке была вызвана нашествием навий).

Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#58 Веледар » 13 февраля 2017, 14:02

ДРЕКАВАЦ (Дрекавак — буквально "ревун", "крикун") - мифическое существо из фольклора южных славян, по распространённому представлению — душа мёртвого некрещёного младенца.

Обычно имеет очень тонкое и вытянутое веретенообразное тело с непропорционально большой головой, но может выглядеть как животное или ребёнок. Вид ребёнка предвещает смерть человека, а вид животного — смерть домашнего животного. Может издавать блеяние козлёнка, плача ребёнка, мяукать, кричать как птица. Может появляться на кладбищах, вдоль дорог или в селе, вблизи родительского дома. Иногда преследует родителей или родственников, если считает их виновными в своей смерти. Дрекавака относят к числу вампиров, однако опасным не считают, так как он панически боится собак.

Обычно Дрекавац — герой детских страшилок, однако в отдалённых районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан Дрекавак.

Источники
Ш.Кулишић, П.Ж.Петровић, Н.Пантелић "Српски митолошки речник" — Београд: Нолит, 1970 (1230)
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#59 Веледар » 20 февраля 2017, 19:07

ЛЕМБОЙ —
муж., арх. он. (самоедское?) бранное, вроде черта, беса. "Кой лембой ты там делал?" Лембои, нечистая сила, черти; им подневольны заклятые, с ними видаются клохтуны или ерестуны, дети, проклятые родителями. (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863)
Былички, сложившиеся в Карелии, на знаменитом острове Онежского озера – Кижи. Самые известные из них связаны с мистикой двух сопок – Ишь-горы и Мянь-горы (находящейся на соседнем Большом Климецком острове). Считалось, что на них находятся поселения злых духов – лембоев. Попасть туда обычному человеку можно было только по особому приглашению одного из них. А вот сами лембои могли спокойно посещать людские поселения, принимая обличье человека. Лембои весьма прожорливы и имеют тягу к спиртному, поэтому их часто можно было встретить в местных кабаках. Основная же деятельность лембоев заключалась в том, что они воровали людей, а особенно детей, насылали болезни и неприятности.В переводе с местного наречия слово. «лембой» означает «чёрт, нечистая сила». Считается, что лембои – это нечистая сила низшего ранга. Хотя в веровании вепсов, коренного населения Карелии, Лембой – имя нарицательное. Так зовут чёрта, возглавляющего зло, который противостоит добру во главе с богом Юмой. Завидуя Юме, творящему землю и её обитателей,Лембой всячески старался мешать ему и творил разнообразную нечисть.По мнению же большинства исследователей народного фольклора Заонежья, лембои – это своеобразные посредники между людьми и духами.Лембои вездесущи. Они забирают к себе проклятых людей. Причём проклятых как целенаправленно, так и по неосторожности, например, сказанной в раздражении или гневе фразой «Лембой тебя забери!», старинным аналогом современному высказыванию «Чёрт бы тебя побрал!».Лембои использовали проклятых людей в своих целях. Например, посылая их забирать проклятую людьми еду, т.к. сами они этого делать не могут.

"Проклятый муж"
Одна женщина все время ссорилась со своим мужем, уж такая сварливая уродилась. Все было не так, все не по ней. Ему поучить жену уму-разуму, как исстари учивали, а он все терпел.И дотерпелся... Как-то раз бросила она в сердцах:
— А чтоб тебя лембой прибрал! — и вечером того же дня муж пропал из дому. Вышел собак покормить — и исчез бесследно.
День нет, два, неделю, месяц... Жене тошнехонько стало на свете жить: какой муженек ни есть, а свой, без него всяко хуже, чем с ним. Никто ее теперь не пожалеет, не приголубит... побранить даже некого!Пошла к колдуну — помоги, говорит, мужа отыскать. А тут как раз была ночь накануне Ивана Купалы. Взял колдун с собой женщину в лес, блукал, блукал, привел к лесной горе, сам внизу остался, а ей велел подняться.Взошла она на гору, видит — а там вместо ночи белый день, на улицах пляски, игры, столы расставлены, яствам и питью счету нет. И черти, одни черти кругом.Лембои!Окружили лембои женщину, стали расспрашивать, зачем она пришла к ним.
— Я мужа разыскиваю.
— Ищи, — говорят, — мужа. Найдешь — твой!
Встали лембои рядами (а их не меньше тысячи) — и видит женщина: все они — один в один ее муж. Платье с одного плеча, и ни по волосу, ни по голосу, ни по взгляду, ни по походке одного от другого отличить нельзя.
Так бы и не признала жена между ними мужа, если б не заметила: у всех платье застегнуто с левой стороны и в лице — ни кровинки, а у мужа правая пола вверху и румянец на щеках играет.Указала она мужа, и лембои с честью отпустили их домой. Пока шли до дому, жена так и не выпустила руки мужа — боялась, вдруг лембои налетят да снова отымут родимого, ненаглядного! С той поры стала молодка как шелковая, и зажили они душа в душу, хоть в хоть, плоть в плоть.
Изображение
Быть как все,значит быть никем!

Веледар M
Аватара
Веледар M
Репутация: 317
Сообщения: 2055
С нами: 3 года 8 месяцев
Откуда: гор.Кропоткин
Сайт Skype ВКонтакте

#60 Веледар » 2 июля 2017, 22:02

КОСТОМАХИ

Согласно поверьям Восточного Полесья, костомахи — это покойники, уже сгнившие до костей, которые встают из могил и пугают проезжающих мимо людей.
Умершие, ставшие уже скелетами (Костома́хи), иногда пугают людей, проезжающих ночью около кладбища; лошади, отступают с храпением, ломая оглобли и другие части телеги, калечат себя и людей, уносятся и начинают блуждать. Избежать этого можно, перевернув на шкворне переднюю ось телеги так, чтобы колеса поменялись местами, чтобы правое заняло место левого и наоборот; также можно поменять местами и оглобли. Каждый, кто уже сталкивался с такой проблемой, делает так заранее, если предполагается ехать мимо кладбища.
Чеслав Петкевич "Духовная культура Речицкого Полесья" (1938: s.184-185) (c)

Изображение
Быть как все,значит быть никем!


Вернуться в «Родноверие в вопросах и ответах»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость