Игры (обрядовые и повседневные)

Описание: Ответы на часто задаваемые вопросы

Владимир
Владимир

#1 Владимир » 21 марта 2016, 15:59

"Ворота"

"Na zlatou branu - У золотых ворот, или Mosty - Мост.( Orlov S. Р. Нгу a pesne deti slovanskych. Praha, 1928, s. 160 - 166. Слово "brana" точнее перевести как башня с проездными воротами, но это очень громоздко. )

В эту игру играют 12 мальчиков, из которых двое заранее отделяются. Это - ангел и черт; они образуют "ворота", остальные выстраиваются гуськом, цепочкой, во главе с "вождем", который ведет переговоры с "воротами". "Ворота" поют:

Zlata brana otevrena, Золотые ворота открыты,
Kdo v ni pujde - Кто в них пойдет -
strati hlavu, потеряет голову,
Pojd', vojsko, poid'. Иди, войско, иди!

После этих угроз войско обращается к стражам ворот:

Войско: "Просим вас пропустить нас в золотые ворота". Стража: "Что нам за это дадите?"

Войско: "Краюху хлеба с маслом и последнего (из состава войска) стража". - "Идите!"

Войско проходит, а последнего в цепочке стражи ворот хватают руками и спрашивают, к кому он хочет - к ангелу или к черту. Действия повторяются, и когда играющие разделены на две партии, они тянут канат. Здесь виден обычный для фольклора пережиток фратриального театрализованного соперничества, которое в древности могло быть гаданьем о победе сил добра или сил зла в связи с каким-нибудь предстоящим событием. Известна подобная игра и у русских; здесь нет образа крепости с воротами в проездной башне, но остается такое же противопоставление добра (рай) и зла (пекло) и деления на две партии:

Ходи в пекло, ходи в рай,
Ходи в дедушкин сарай,
Там и пиво, там и мед,
Там и дедушка живет...

Такие игры есть у поляков, у украинцев, а у русских они доходят до Урала (игра "Ворота").( Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские.М., 1887, с. 198-200. Иногда в играх в "ворота" в качестве платы за проникновение внутрь предлагается "дивочка в барвiновiм вiночку" или сам "володар" требовал за открытие ворот "мизинно дитятко" )" (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси )

Владимир
Владимир

#2 Владимир » 21 марта 2016, 20:07

Морозов И.А., Слепцова И.С.Мужские игры и развлечения на Русском Севере// Мужской сборник. Вып. 1. Мужчинав традиционной культуре. М., 2001.:

Покойника поднимать

Многие силовые игры непосредственно связаны с обходами ряженых и древней ритуально-магической практикой. К числу забав, для которых эта связь совершенно очевидна, относится и поднимание покойника. Эта силовая забава, бытовавшая в Тарногском, Тотемском, Верховажском,Нюксенском, Бабушкинском, Кичменгско-Городецком р-нах), известна также под названиями в криночки (д. Сергеево Тотемского р-на) и попом поднимать (д. Соколово). В описаниях ряженья «покойником» можно встретить, например, такие реплики: «Вот поставят на пол насилоцьки и его потихонькю на лавку ложат. Он не сгибаецця, и лешой знает как, вот как окрутнело всё тело эдак…» (д. Арганово Сямженского р-на). Очевидцы постоянно подчеркивают неподвижность, «застылость» как необходимое качество участника ряжения, изображающего мертвеца. «Покойника» нередко приносили, держа за ноги и плечи, иногда даже положив на плечи, причем сам «мертвец» при этом не должен был изгибаться. По-видимому, к этим эпизодам ряжения и восходит генетически забава описываемого типа.

В большинстве случаев эта мужская забава, несмотря на сохранение названия (покойника или мертвеца поднимать), уже не имела никакой связи с обходом ряженых. Так развлекались и во время праздников, и в будни, нередко устраивая состязание на спор.

Чаще всего покойник ложился на пол навзничь, реже — ничком и «застывал», а другой пытался поставить его на ноги. Различие состояло лишь в тех приемах, которые применяли, чтобы его поднять. Более простой заключался в том, что желающий поднять покойника, расставив ноги, становился на уровне его бедер («ноги промеж ног») и, наклонившись и обхватив затылок или шею лежащего сомкнутыми в замок руками, пытался поставить его на ноги. Возможен был и вариант, когда поднимающий становился за головой покойника и, захватив за шею или голову, ставил того на ноги. Более сложный прием, особенно для того, кого поднимали, — поднимание с захватом под колени. Для этого поднимающий приседал и опирался тазом о ступни покойника. Чаще всего оба приема применялись в одних и тех же деревнях, в зависимости от возможностей участников забавы. Очень важное условие при выполнении трюка: покойник не должен был расслабляться — «как одеревенеет»; «как мёртвой сделаецца».

Под этим же названием могли существовать и другие способы поднятия покойника. В д. Великий Двор Вашкинского р-на этазабава напоминала известный цирковой номер: покойника поднимали вдвоем за щиколотки и за шею и клали третьему на плечо. В д. Скородумово Бабушинского р-на парня, выполнявшего роль покойника, кто-либо из местных силачей брал за талию и перебрасывал через плечо. При этом покойник не должен был хоть как-то сгибаться. В д. Сергеево Тотемскогор-на забава была организована несколько иначе. Несколько парней ложились по кругу ногами в центр. Затем кто-либоиз желающих испытать свою силу, обходя круг, пытался кого-нибудь из них посадить. Посаженный выходил из игры. Выигрывал тот, кому удавалось посадить последнего из лежащих.

Владимир
Владимир

#3 Владимир » 21 марта 2016, 20:13

Морозов И.А., Слепцова И.С.Мужские игры и развлечения на Русском Севере// Мужской сборник. Вып. 1. Мужчинав традиционной культуре. М., 2001.:

На крючках тянуться

Среди испытаний на силу выделяется довольно большая группа, основанная на перетягивании (на палке или на скалке тянуться, на крючках тянуться). Практически повсеместно было известно перетягивание на палке, на руках и пальцах. Все способы достаточно просты. В первом случае двое соревнующихся, взяв в руку палку (около 1,5-2 м длиной; часто это был деревянный каток — палка, на которой «катали», то есть гладили белье) и упираясь одной ногой, тянули каждый в свою сторону. Надо было сдвинуть соперника с места. Или двое соревнующихся, усевшись на землю и упираясь ступнями друг в друга, ухватывались за палку, которую клали на носки. По команде начинали тянуть каждый к себе, пытаясь оторвать соперника от земли. При этом было необходимо поднять соперника с земли или даже перекинуть его через себя (Вохом¬ско-Тихоновский прих.)[63]. Особым шиком было при удаче щелкнуть соперника по лбу или по заду. Существовали и другие способы перетягивания. Например, в д. Дмитриево Нюксенского р-на соперники вставали спиной друг к другу и, пропустив палку между ног, старались сдвинуть друг друга с места.

Этот способ перетягивания (на перетяжку) мог служить для разрешения спора, например, о найденной вещи: если ни один из нашедших не успевал раньше другого крикнуть: «Чур, моя!» — то они перетягивались на палке и победивший забирал ее себе (д. Горка Сямженского р-на).

Очень распространено было и перетягивание на канате двух команд, которые обычно вставали по разные стороны центральной черты. Быстро победить соперника помогала несложная хитрость: резко на мгновение отпускали веревку,из-за чего противоположная команда теряла равновесие, а затем сразу же дергали ее на себя и почти без труда перетаскивали соперников на свою сторону. Впрочем, этот прием помогал и во всех остальных вариантах.

Из других популярных простейших типов единоборства можно назвать перетягивание на руках (стоя и схватившись согнутыми в локтях руками) и указательном и среднем пальцах (на крючках). По замечанию собирателя конца ХIХ века, «таскают друг друга по избе, пока кто-нибудь не разожмет палец» (Вохомско-Тихоновский прих.).[64] Причем, можно было тянуться на каждом пальце в отдельности и на четырех пальцах, сомкнутых вместе (на скобке — д. Колотовщина Кичменгско-Городецкого р-на).

Быка тянуть

Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого и соседних с ним р-нов соревновались в перетягивании на шеях — быка тянули (дд. Большое Харюзово, Колотовщина), козла тянули (д. Крадихино), бобриком тянулись (д. Трубовщина), на крысах тянулись (д. Власьевская Тарногского р-на). Эта оригинальная забава восходит, по-видимому, к древним ритуальным соревнованиям во время жертвоприношения, было перетягивание козла или быка. Подобное мерянье силой с ритуальным животным при принесении его в жертву известно древним народам Средиземноморья, а в недавнем прошломи финно-угорским народам, проживающим на Европейском Севере[65].

Двое мужчин, встав лицом друг к другу, опускались на четвереньки и набрасывали на шеи связанное полотенце или ремень. По знаку кого-нибудь из болельщиков они старались сдвинуть соперника с места («бык быка перетянет» — д. Колотовщина Кичменгско-Горо децкого р-на). Для того, чтобы полотенце или ремень не соскальзывали с головы, брали в рот лучинки (пос. Леваш Нюксенского р-на). Иногда этот прием забавно осмыслялся зрителями: «Берут в рот палку, ну луцину, и тянут два мужика. Которая крыса сильнее… Я уж не знаю для цево они брали в зубы — раз крыса, дак». Лучинки ассоциировались с усами крысы.

Владимир
Владимир

#4 Владимир » 21 марта 2016, 20:19

Морозов И.А., Слепцова И.С.Мужские игры и развлечения на Русском Севере// Мужской сборник. Вып. 1. Мужчинав традиционной культуре. М., 2001.:

Петушиться

Забаву под названиями петушиться (д. Киянская Тарногского р-на), ошелобиться — д. Аргуново Никольского р-на, рябков стрелять, в рябки — Сямженовский прих., Вохомско-Тихоновский прих., д. Емель яновская Тарногского р-на, капусту рубить— дд. Гавриловская, Пиксимово Вашкинского р-на неоднократно описывали еще в конце ХIХ века[66]. Желающие испытать себя парни садились на поставленную в центре комнаты широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывал ладони вместе и прижимал их к уху, а второй с размаху бил его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал (это и называлось застрелить рябка), то на его место садился другой желающий попытать удачи, а бить продолжал второй игрок. По свидетельству корреспондента Тенишевского Бюро А. Соболева, «желающих подобных состязаний находилось очень много потому, что каждому хочется узнать “у ково рука ризцяе” (т.е. резче), но часто дело доходит до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры»[67].

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы ХХ в. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово Кичменгско-Городецкого р-на могли несколько иначе складывать руки: одной — ладонью к уху, а вторую — ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй рукой. В д. Пендуз Бабушкинского р-на соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш Нюксенского и дд. Гавриловская, Пиксимово Вашкинского р-нов — на полу или на земле; в с. Липин Бор Вашкинского р-на соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, в д. Будринская Тарногского р-на игроки садились верхом на толстую (12-15 см) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Разновидностью этой силовой забавы было известное в д. Лукьяново Вашкинского р-на очень простое, но тем не менее требующее немалой ловкости упражнение под названием быками будаться: стоя на коленях лицом друг к другу, надо было повалить соперника на землю.

Гвозди ковать

(д. Крадихино Кичменгско-Городецкого р-на).Эта забава в прошлом она была известна довольно широко. О древности забавы свидетельствует символика, отраженная в ее названии, позволяющая предположить, что подобная шуточная забава использовалась при ряженье (например, в сценке кузнецами ходить) и на свадьбе.Развлечение достаточно просто: кто-либо из парней, упершись головой и руками в скамью, делал на ней стойку и начинал похлопывать ногами, приговаривая: «Гвозди кую! Гвозди кую!» Если кто-либо включался в соревнование, то начинали считать, кто больше скует гвоздей.

Владимир
Владимир

#5 Владимир » 21 марта 2016, 20:24

Морозов И.А., Слепцова И.С.Мужские игры и развлечения на Русском Севере// Мужской сборник. Вып. 1. Мужчинав традиционной культуре. М., 2001.:

Сидора колоть

Некоторые забавы некогда имели непосредственное отношение к ритуальным жертвоприношениям, которые были важной составной частью «пивных праздников» и нередко разыгрывались на пирах ряжеными. К развлечениям подобного рода относилась и довольно распространенная забава — Сидора колоть (Тарног ский, Верховажский, Тотемский, Вашкинскийр-ны), медведя или Демида колоть (д. Цибунинская Тарногского р-на). Так развлекались не только на пирах, но и на взрослой (большой) и маленькой беседах.

О том, что ранее в качестве Сидора или Демида выступало жертвенное животное (бык, медведь), свидетельствуют смутные воспоминания об этом в глухих деревнях Тарногского района. «О светье старики-то “медвидя кололи”… Гости найидут о светье. Придут наряжоные на игришче. Один на скамейке сядет, на другую скамейку палку положут. Там “медвидь” стоит, в шубе вывернутой. Ево палкой и спёхнут» (д. Цыбунинская Тарногского р-на).

Ближе всего к ритуальным разновидностям этой забавы варианты с чучелом человека (высотой около полуметра) или заменяющим его поленом, встречавшиеся в дд. Першинская Тарногского и Сосновка Кадуйского р-нов. Кому-нибудьиз парней завязывали глаза и он, повернувшись к Сидору спиной и сунув ухват между ног, пытался сбить его ухватом. Нередко желающему убить Сидора всячески препятствовали это сделать. Так, в д. Малыгинская Тарногского р-на клалина стул шапку (Сидора), возле стула становилась девушка, которая двигала стул из стороны в сторону, пытаясь помешать стоящему к ней спиной парню сбить со стула ухватом Сидора. В Шенкурском уезде Архангельской губ. Сидора защищали два человека. «“Сидора колют” — игра. Ставят палку середи полу, на палке шапка. Двое обороняют его палками, а один старается уколоть и сшибить». Началу игры предшествовал диалог: «До ма ли Сидор?» Жена: «Дома». — «Что делает?» — «Сапоги шьет». — «Не сошьет ли мне сапогов?» — «Нет, не сошью». — «Я те заколю». — «А я те сберегу»[73].

В д. Першинская существовал вариант забавы, при котором роль Сидора выполнял кто-либо из парней. Перед началом игры этот парень спрашивал: «Кого колешь?» — «Сидора колю!» — «Коли, век не угадать!» После этого второй игрок начинал орудовать ухватом, пытаясь задеть им ноги Сидора, а тот перебегал и отпрыгивал в сторону, чтобы его не «закололи».

На севере Вологодской обл. в Тарногском и Верховажском р-нах у подростков и детей на малых игрищах в святки была распространена аналогичная игра. Посреди комнаты устанавливали табурет, на котором лежала шапка, ставили валенок или втыкали в щель пола лопаточку для смазывания тележной оси («клёшч») длиной около 80 см с шапкой (Сидором) на конце. Напротив шапки, примерно в полуметре от нее, становились спиной друг к другу двое соревнующихся. Взяв в руки ухват (или коромысло для ушатов) и направив его рожками к палке, они просовывали его между ног, схватившись руками за древко и наклонившись вперед. Затем игрок, стоящий к шапке-Сидору спиной, кричал: “Сидора колю!” — на что товарищ отвечал ему: “А я стерегу!” (“Я Сидора колол!” — “А я остерегу!” — д. Першинская; “Я Сидора заколю!” — “А я сбережу!” — д. Будринская). После этого первый игрок начинал толкать ухват назад, по направлению к Сидору, а второй игрок всячески мешал ему, стараясь, чтобы шапка осталась на месте. Поединок заканчивался тогда, когда первому игроку удавалосьзаколоть (=сбить) Сидора. (дд. Малыгинская и Будринская Тарногского р-на, Великодворская Верховажского р-нов).

В д. Антоновская встречалась одна из старых форм этого развлечения, которая, возможно, также отчасти проясняет его происхождение. Чтобы отомстить парню-забияке и задире, его соперники иногда устраивали на святочных игрищах довольно жестокую забаву. Выбрав удобный момент перед приходом очередной ватаги ряженых и предварительно высмотрев, в каком углу сидит со своей девушкой их обидчик, шутники внезапно распахивали двери и, просунув в избу длинную жердь, начинали тыкать ею в направлении этого парня. В результате тому, если он не проявлял известной сообразительности и увертливости, могло достаться немало синяков и шишек. Это и называлось Сидора колоть. Интересно, что подобная шутка обычно не вызывала протеста и считалась вполне законной, так как осуществлялась как бы от имени ряженых, которым, как известно, прощалось многое из того, что было запрещено простым смертным.

В д. Слудка еще в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века встречалась одна разновидность этой забавы, напрямую связанная с визитами ряженых. Ватага парней-ряженых, с шумом и гамом ворвавшись в избу, где проходило игрище, запирала двери и, завязав одному из «ватажан» глаза и дав ему в руки ухват, затевала своеобразные «жмурки», при которых водящий должен был прижать кого-либо ухватом к стене или хотя бы дотронуться им до разбегавшихся по углам с визгом и криками девушек. Впрочем, больше доставалось при этом их кавалерам, которые всячески старались защитить своих дам. Остальные же парни-ряженые, перебегая по избе, хлопками или выкриками указывали водящему, где тот «Сидор», которого нужно «колоть». При этом, естественно, особенно доставалось их обидчикам или обидчица.

Владимир
Владимир

#6 Владимир » 21 марта 2016, 20:27

Морозов И.А., Слепцова И.С.Мужские игры и развлечения на Русском Севере// Мужской сборник. Вып. 1. Мужчинав традиционной культуре. М., 2001.:

Масло бить

Еще одним вариантом этой забавы является опрокидывание игрока, стоящего на четвереньках: его с размаху бьют пониже спины той же выдающейся частью тела другого игрока, которого приподнимают за руки и ноги и раскачивают двое или четверо товарищей. Такое развлечение существовало под названиями масло бить (дд. Падерино, Фролово), смольё колоть(д. Будринская), кокору ломать, бить или шчэпать (дд. Мосеево Верховажского р-на, Григорьевская, Юркинская), россоху колоть (д. Беляевская), сидора бить или колоть (дд. Великая, Бурцевская, Александровская, Першинская, Тырлынинская Тарногского р-на). Цели забавы могут быть различными. Иногда первому игроку нужно не упасть, устоять на четвереньках (д. Беляевская)[76]. Иногда, напротив, он должен после удара перекувырнуться. В некоторых местах это было наказанием для проигравших (дд. Харино, Кананьинская). Существуют упоминания и об обрядовой приуроченности забавы: в дд. Будринская Тарногского р-на и Мосеево Верховажского р-на так развлекались подростки на святки: «переваливали» стоящего на четвереньках через голову.
Так могли забавляться как дети и подростки, — в избе, в том числе и на беседах, или на улице, так и взрослые мужчины во время гуляний.

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#7 Яробор » 17 июня 2016, 0:45

ВОЖДЕНИЕ КОНЯ

Традиции ряжения в Воронежской области

Вождение коня — славянский обряд вождения ряженого конём на зимние Святки, Светлую и Русальную недели. Обряд зафиксирован у русских, поляков, словаков и чехов. У русских обряд известен в некоторых южно-русских и поволжских областях.
«Коня» представляли один или двое парней, в роли «погонщика» ходил «дед», одетый в лохмотья, их сопровождала толпа односельчан. В Воронежской и Саратовской областях этот ритуал назывался «вождением русалки»: процессия во главе с «конём» двигалась вдоль села, в конце его «конь-русалка» валился на бок, подняв ноги и изображая смерть; остальные участники растаскивали части наряда в разные стороны, забрасывали в овраг. В Нижегородской области подобные троицкие обходы с «конем» назывались «рядить лошадь», «наряжать кобылу», «хоронить кобылу», «провожать весну».

В троицких обрядах иногда ряженого заменяло чучело «коня»: лошадиный череп, надетый на палку, или изготовленную из дерева голову коня носили по селу, а затем бросали в реку, в овраг, разбивали и т. п.
Подобный обряд в с. Оськино Хохольского района Воронежской области назывался «вождение русалки». «Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий — «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок (яйцо, кусок мяса, конфеты). Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали.

(Пухова Т. Ф. Традиции ряжения в Воронежской области.)
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Скоморох
Скоморох
Репутация: 24
Сообщения: 120
С нами: 5 лет 1 месяц

#8 Скоморох » 21 июня 2016, 0:03

О, спасибо!
Очень хорошая подборка.
И летит на крылатом коне Русь в далекие тысячелетья

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#9 Яробор » 5 июля 2016, 0:31

Комар

"В игре этой участвуют трое, из них один становится посередине, прочие по бокам, лицом все в одну сторону. Для удобства игры боковые раздвигают ноги приблизительно на ¾ аршина, а средний (комар) на аршин; кроме того средний наклоняется, а боковые закрывают щеку. Обращённую к среднему, – левый правою ладонью, а правый – левою, приготовившись таким образом к защите от ужалений комара. Игра состоит в том, что средний, сложив ладони наподобие трубочки, начинает в них жужжать, подражая комару и стараясь при этом ужалить то того, то другого, что выражается ударом по щеке. Каждый из стоящих по бокам, в свою очередь, следит за действием комара, и тот, кто почувствует жало на своей щеке (боковые не имеют права ударять комара, не почувствовав его жала), в тот же момент старается быстрым ударом сбить шапку с комара. Коль скоро это достигнуто, то комар и победитель меняются ролями и игра начинается снова".
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#10 Яробор » 28 сентября 2016, 19:01

«Слепая старуха»

Пришёл черёд Морены чёрно- белой
Игра проводится в максимальной тишине.

Игроки образуют круг, в центре которого жрец и «старуха». Старуху выбирают жребием. Старухой может быть человек любого возраста и пола, главное, чтобы он изображал старуху, горбя спину, скрючивая пальцы.

Жрец очерчивает вокруг старухи круг – это её дом. Завязывает ей глаза, раскручивает три раза против солнца. В это время игроки меняются одеждой, перебегают с места на место, делают всё, чтобы быть не узнанными.

Старуха идёт искать. Наткнувшись на игрока, она на ощупь должна узнать человека и назвать его имя. Если народа много и не все знакомы, то старухе достаточно вместо имени пойманного человека назвать какой-либо его признак, который она не может нащупать. Например, «это парень с зелёными глазами», или «в красной накидке», или «который хорошо поёт». Узнанный становится её добычей и жрец отводит его и старуху в «дом смерти», игра начинается сначала.

Если старухе не удалось узнать игрока, он – счастливчик, жрец объявляет, что «смерть» его миновала. Старуха идёт искать следующего (без помощи жреца). Так набирается 3–5 человек. Старуха объявляет: «Ну, на сегодня мне хватит!».

Игроки отходят и кричат старухе: «Слепая старуха, отдай наших!» Она бурчит: «С какого перепугу? От меня не возвращаются» и т.п. Игроки: «А мы тебе других дадим, получше. Гладких, холодных, на засол пригодных!» Старуха соглашается «посмотреть», жрец её подводит, и даёт снежки, она щупает, пересчитывает их и выбирает, кого за что отдаст. Насчёт наиболее ценного, с её точки зрения, пленника она может поломаться, потребовать дополнительного поощрения. Игроки не соглашаются – всё должно быть по-честному, сколько убыло, столько и прибыло.

Обмен совершён. Игроки приветствуют прибывших: «С возвращением, гой!»

«Жмурики»
Начало то же. Жмурик ищет. Если он назвал найденного, жрец объявляет: «Слепец прозрел! Мёртвый ожил. Проверим, жив ли тот, кого узнали». Узнанному игроку жрец завязывает глаза, раскручивает, и он идёт искать. Те, кого не узнали - живы, встают вне круга, круг сужается. Если, в конце игры последний «жмурик» не узнал последнего игрока, не доказал, что он зрит, то он – из мира мёртвых. Бабы начинают тихонько причитать: «Ой, такой-то нас покинул, нежданно, негаданно! Такой молоденький, горе-то какое...» и т.п. Жрец берётся помочь, он оживляет «жмурика», раскручивая три раза по солнцу.

Сильнее и страшнее первый вариант, так как в нём персонаж с завязанными глазами – сама Смерть. А во втором варианте – глаза завязаны у рядового покойника, да ещё имеющего шанс ожить. Вариант выбирается по ситуации.

Возможны другие варианты. Например, пессимистичный: Старуха набирает не пять человек, как в первом варианте, а максимальное количество, то есть ощупывает всех игроков по кругу. В результате «живым» может остаться один жрец или жрец и всего пара человек из круга. Жрец провожает Старуху словами: «Иди уж, тут тебе больше нечем поживиться!» и т.п. Живые оплакивают мёртвых, поимённо вспоминают заслуги, умения, таланты «умерших». Просят прощения, приглашают к столу на тризну. Жрец объявляет конец игры: «Поиграли и хватит, пусть всё станет по-прежнему», или как-нибудь ещё «оживляет» «умерших».

В игру можно ввести личины. Если Старуха назвала человека, он надевает маску и становиться в центр круга. В конце игры жрец срывает маски.
Организаторам игры следует помнить, что «закон (в том числе и игровой) что дышло – куда повернул, туда и вышло». Игра хороша многообразием вариантов («законов»), но этим она и опасна. Важно умение выбрать подходящий.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#11 Яробор » 28 сентября 2016, 19:53

Игра в покойника
(местами эта игра называется "умрун", "смерть" и т. д.).

" Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня, или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы, в случае чего, не упал или не убежал.
Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в
виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом плакальщица в темном сарафане и платочке, и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшаго. Гроб с покойником ставят среди избы и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, "острожной" брани, которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением "попа".
По окончании отпевания, девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Нечего и говорить, что один вид покойника производит на девушек удручающее впечатление: многие из них плачут, а наиболее молоденькие, случается, даже заболевают после этой игры {Характерно, что и в этой игре парни намеренно вводят скабрезный элемент, приводя в беспорядок туалет покойника: "хоша ему и самому стыдно, говорят они, — да ведь он привязан — ничего не поделает".}.
Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки, состоящие в том, что мужчина, наряженный девкой, оделяет девиц из своей корзины шаньгами — кусками мерзлого конского помета.
В некоторых местах та же игра в покойника варьируется в том смысле, что покойника, обернутого в саван, носят по избам, спрашивая у хозяев:
— "На вашей могиле покойника нашли — не ваш ли прадедка?" — Находящиеся в избе, разумеется, приходят в ужас. Бывали случаи, когда маленькие ребятишки падали в обморок и долго после того бредили."

С.В.Максимов "Нечистая,неведомая и крестная сила",1903
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#12 Яробор » 28 октября 2016, 8:33

Игры при покойнике — элемент з.-укр. похоронного обряда, приуроченный к первой или второй ночи после кончины, реже — после погребения, когда родственники и соседи устраивают посиделки в доме, где лежит покойник. Игры происходят обычно после чтения Псалтыри, реже — в промежутках между чтениями. 
Выделяются четыре основных типа игр: 
игры с покойником, основой которых служит символическое "бужение", "оживление";игры, имитирующие отпевание и похоронный обряд;эротические игры, имитирующие половой акт;"состязательные" игры, соревнования в ловкости, быстроте и смекалке.Посиделки при покойнике имеют общее название свiчiня, а также могут называться по одной из игр — лопатки. прiвiлье и др. Игры при покойнике отличаются гипертрофированным весельем, носят продуцирующий характер и призваны "восстановить" жизнь в доме, преодолеть смерть и служат также профилактическим средством, предохраняющим от возврата смерти в этот дом. Обычно в играх принимают участие односельчане покойного независимо от пола и возраста; реже — только парни и девушки. Члены семьи покойного в играх участия не принимают, но воспринимают их как необходимую и естественную часть похоронного обряда. Как правило, играют в той же комнате, где лежит покойник, но если в комнате мало места, переходят в сени, во двор или в другую избу. Иногда считается, что игры нельзя устраивать в той комнате, где находится усопший.
Игры, направленные на "оживление" покойника, часто носят кощунственный характер: умершего тянут за ноги, приглашая подняться, хватают за волосы и просят догадаться, кто это сделал, щекочут в носу соломинкой или веткой, чтобы заставить рассмеяться. Во время исполнения погребальных песен или чтения Псалтыри покойника сажают на скамью, привязывают веревки к рукам и ногам, дергают за них и кричат: "Он встает!" (гуцул.). Подобные действия ассоциируются с в.-слав. обрядом "бужения" покойника и другими формами символического бужения.
В играх, имитирующих похоронный обряд, роль покойника исполняется кем-нибудь из участников посиделок. Его кладут на лавку, накрывают полотном. Другой парень переодевается в женское платье и начинает причитать, изображая жену "покойного". Третий участник игр наряжается священником — ему надевают на голову красный колпак, из фартука делают облачение, а спину украшают крестом из газеты или картофельных очисток. "Священник" берет в руки башмак, кожаный лапоть или горшок на веревке с тлеющей ветошью и пародирует отпевание, вместо слов молитвы произнося тексты типа: "Когда я шел в гору, нашел я ризу, взял я себе ризу, посмотрел вверх и вниз и думал — был бы из меня попище, как бы я взял себе ризищу". Во время "отпевания" "поп" описывает "умершего" как пьяницу, который пропадал в кабаке, вечно бранил жену, мало ходил в церковь, курил трубку и теперь должен попасть к чертям в пекло, где его будут бить железными вилами. В это время двое парней пытаются сбросить "покойника" на пол. Он увертывается от них и убегает. Иногда в играх пародируется также исповедь и причащение: один из парней накрывает себе голову полотном, а остальные рассказывают о своих грехах. После чего он берет чашку с водой, ложку и "причащает" всех водой. Подобные игры имеют параллели с рядом символических похорон и игр типа "похорон Пахомушки, Сидора, деда, таракана" и др., которые устраивались на святках, на масленицу, перед началом Филипповского поста, во время свадьбы.
Иногда в играх при покойнике, имитирующих похоронный обряд, участвует маска смерти, которую изображает мальчик с соломенным горбом, лицом, обсыпанным мукой и вставными зубами из картошки. Смерть прыгает через порог в комнату, становится на колени перед "покойником", молится, точит "косу", а затем набирает в рот воды, обрызгивает всех и гоняется за молодыми девушками и парнями, пока кто-нибудь не упадет.
Эротические игры имеют несколько вариантов, наиболее распространенным из которых является игра с участием дiда и бабы: парень наряжается старым евреем-торговцем, надевает рваный грязный тулуп шерстью наружу и большую шапку, Делает искусственный горб, привязывает бороду и берет в руки палку; между ног у него искусственный фаллос, сделанный из палки, обмотанной тряпками, сплетенный из соломы или веревок. Другой парень наряжается бабой, надевая на голову платок и вымазывая лицо сажей. "Дед" и "баба" подходят к двери, где собрались играющие, и просят разрешения купить телку и бычка. У них требуют разрешение на торговлю. "Дед" дает бумагу, на которой написаны непристойности, и их пускают в дом. "Дед" и "баба" начинают плясать, затем падают на пол и имитируют половой акт, после чего поднимаются и начинают торговать телочек, т. е. молодых девушек. Каждая из девушек должна поцеловать слюнявого, сопливого "деда", иначе ей мажут лицо сажей. Парни должны поцеловать "бабу", которая также мажет их сажей. В других вариантах игры "дед" и "баба" "строят мельницу", т. е. бьют палками по горшку. В "построенной" мельнице "дед" колотит "бабу" палкой и обвиняет ее в том что она слишком много гуляет с другими мужчинами. Затем они вновь имитируют коитус.
В игре копiцi [копна, стог сена] также участвуют ряженые "дед" и "баба". "Дед" назначает каждой из девушек парня, которого она должна поцеловать. Если девушка не согласится это сделать, она должна поцеловать соломенный фаллос "деда". Когда все перецелуются, дед "косит" палкой, и все падают, изображая стог сена. "Дед" и "баба" ложатся на "стог" и имитируют половой акт.
Другие игры — нiточки, скiпки [щепки], игра с лiжкоу [с ложкой] основаны на том, что каждая из девушек должна поцеловать всех парней, или парень должен поцеловать всех девушек.
Эротические варианты игр при покойнике имеют прямые аналоги со слав. святочными и масленичными обходами ряженых (Ряжение, Кукеры, "Верблюд"), направленными на увеличение плодородия.
К играм состязательного типа относятся различные соревнования в ловкости и силе. Игра лопатки заключается в том, что один из участников посиделок, выбранный "господином", сажает на стул парня или девушку, закрывает им глаза, а в это время кто-нибудь из присутствующих бьет сидящего по ноге деревянной лопаткой. "Господин" отпускает сидящего и предлагает угадать, кто его ударил. Если тот угадает, ударивший занимает его место на стуле, если нет, то его будут бить до тех пор, — пока он не угадает. По этому же принципу строится игра вiуса йстi [есть овес]: один из участников игры засовывает голову в шапку, которую держат перед ним, а кто-нибудь в это время бьет его по спине. Он должен угадать, кто его ударил, в противном случае он продолжает "есть овес", пока не угадает.
Состязательные игры при покойнике, вероятно, восходят к тризне — др.-русскому похоронному обряду, обязательной составной частью которого наряду с пиршеством, были ритуальные состязания.
 

Е.Е.Левкиевская. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 2.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"


Вернуться в «Родноверие в вопросах и ответах»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость