Готовимся к Велесову дню

Описание: Ответы на часто задаваемые вопросы

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

#1 Трислав » 29 января 2014, 15:57

О Велесе.
В Сварожьем Триглаве Вещий Бог олицетворяет собой силы Нави - Разрушения и Возрождения – Бог Разрушитель, Владыка Пекельного Пламени (Чёрного Огня Растворения), Тот, кто ведёт души умерших к Возрождению. Противостояние Перуна и Велеса в Явленном мире будет длиться столько же времени, сколько будет существовать сам этот мир, Навь и Явь в Тремирьи —[spoiler=]это две стороны одной медали, которые не могут существовать друг без друга.
В «Повести временных лет» Велес упоминается как Скотий Бог, т.е. покровитель скотоводства и богатства (в духовном же смысле Он — олицетворение Духовного начала внутри нас, владычествующего над «скотьей», живой и животной, природой нашего тела, а также Владыка Живой Природы, окружающей нас). В русских летописях приведены клятвы князей Олега и Святослава именем Велеса. В «Слове о полку Игореве» вещий сказитель Боян назван Велесовым внуком «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовъ внуче…». В “Mater Verborum” Велес уподоблен античному Пану – Богу дикой природы. В Новгороде идол Велеса стоял на той стороне города, которая позже названа была Софийской, на Волосовой улице. В Киеве же, по выводам исследователей, идол Велеса стоял на Подоле. «Чудский конец (Ростова) поклонялся идолу камену, Велесу» (житие Авраамия Ростовского)

Символ Вещего - Рог Изобилия, из которого Он достаёт богатства земные живущим в Яви, жребии посмертных Судеб – ушедшим в Навь, и Священную Сурью (напиток Мудрых) – ищущим Путь и следующим стезёю Прави. Идти Стезёю Вещего Бога — значит идти Путём Духовного Самопознания. Человек, прошедший Стезёю Вещего до конца, — называется вещим человеком, или волхвом.

Велесу посвящены Велерогий Тур (Бык), Волохатый Бер (Медведь), Родовой Змей, а также Вещий Ворон и Мудрый Филин. Ель – священное дерево Велеса.

В эпоху двоеверия на Славянских землях многие черты Велеса были частично перенесены на святого Власия, покровителя скота, а также на святого Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых в народе святых. По свидетельствам этнографов, в Новгородской и Вологодской губерниях существовал обычай приносить в церковь на день Власия коровье масло («У Власия – борода в масле»), а на празднике сжигались кости животных («Сжигание Коровьей Смерти»). В народе говорили: «Власьев день – Коровий праздник». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы, которые считались последними. «Власьевские утренники подойдут – держи ухо востро!», «О сию пору обожжёт мороз на Власия до слёз».
...«Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...»

В древнеруссских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя «Волосъ». В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой Велес — общеславянский Бог, на Руси называвшийся также Волос. Мнение Вс. Миллера, считавшего форму Велеса южнославянской, а Волос — восточнославянской, убедительно опровергли Е. В. Барсов, приведший многочисленные русские топонимические названия от Велеса, и А. А. Потебня, напомнивший, вслед за М. Касторским, о существовании параллельных форм типа Волынь — Велынь, волыняне — велыняне, волот — велетень и др. Несостоятельно и мнение, согласно которому Волос — севернорусская форма, а Велес — южнорусская. В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и Велес — два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени Велес оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в "Повести временных лет" (ПВЛ) под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».

Имя Велес встречается помимо Слова в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол Велеса, почитавшийся «чудским концом» Ростова.

Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему славянскому миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос.

Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций восточнославянского Велеса — Волоса. Прежде всего, Велес — «скотий бог». Слово «скот» означало в древнерусском языке домашних животных, преимущественно крупный рогатый скот, и одновременно — имущество, деньги, богатство. Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велеса: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 697). Одну из функций Велеса выводят из текста Слова, где Боян именуется «Велесовым внуком». Наиболее распространено мнение, что Велес выступает покровителем певцов, источником вдохновения, подобно Аполлону (Н. М. Гальковский, И. И. Срезневский и др.) или скандинавскому Одину (С. Сабинин), который почитался как хранитель напитка поэтического вдохновения, творческой силы. По мнению И. В. Сребрянского, эпитет Бояна — «вещий» указывает на то, что Велес был «обладателем дара ведать жизнь в ее таинственном бытии». Р. О. Якобсон также предполагал, что в основу связи Бояна и Велеса положено искусство предсказания, предвидения. Е. В. Аничков считал, что, называя Бояна внуком Велеса, автор Слова пользовался каким-то установленным среди истолкователей древнерусской мифологии генеалогическим построением, согласно которому Велес (знаменитый человек, по недоразумению возведенный в боги) не что иное, как родоначальник Бояна, а может быть, и вообще баянов. В. В. Иванов и В. Н. Топоров, видящие в Велесе противника громовержца Перуна, мифического Змея, считают, что название Бояна «Велесовым внуком» в Слове отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.
Отождествляя «скотья бога» Волоса с Велесом, исследователи по-разному объясняли то, каким образом «скотий бог» являлся одновременно и богом поэзии. По мнению Гальковского и Н. Квашнина-Самарина, причиной было то, что пастухи, покровителем которых являлся Велес, были обыкновенно певцами и музыкантами. Аничков полагал, что Велес, как бог богатства и торговли, оказывался и богом вообще культуры, отчего он представлялся книжником, родоначальником всей древней культуры и всего искусства. С точки зрения Барсова, покровителем сельского хозяйства и скота Велес почитался земледельцами и пастухами. Для дружинников же, точнее дружинных певцов, Велес был подателем вдохновения, источником способности к предсказанию, постижению тайного смысла сущего.[/spoiler]
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#2 Трислав » 29 января 2014, 15:58

О Велесовом дне.
Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Морена-Зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:
[spoiler=]Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли - играли,
А с поля шли - скакали.

В эту пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства и защиты, а скоту – приплода.

Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы “коровы были ласковы”, а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. Существовал запрет на поедание говядины и телятины в этот день, а также в некоторых местностях на прядение, вязание и шитьё, «чтобы скот не болел и его хозяин», и на причёсывание «чтоб не завелись власы в глазах». Отмечен также запрет пересыпать и трогать муку, чтобы та не была затхлой и плесневелой «да не се власава…»

На следующий вечер за велесовым днём «окликали звёзды» - обряд, сохранившийся с пращуровых времён, делалось это для «плодородия овец». В некоторых губерниях был обычай выставлять на три утренние зорьки после Велесого дня всякие семена на мороз, чтобы затем подмешивать их при посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось в надежде на обильный будущий урожай.[/spoiler]
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#3 Трислав » 29 января 2014, 16:00

Об обрядовом опахивании
Опахивание – это ритуально-магическое действие, относящееся к обходным обрядам, обусловленных 1) семантикой движения вокруг, 2) его результатом (создание границы), а также 3) символикой предметов и лиц, участвующих в обходе (наряду с собственно хождением известны и другие формы движения по кругу, скаканье верхом на помеле, например). Во время обряда опахивания сохой проводят замкнутую борозду вокруг села (встречается также опахивание вокруг отдельной избы или поля), т.е. [spoiler=]обозначаемая магическая граница получает материальное воплощение в виде борозды, а круговое движение завершается замыканием круга, фиксирующим созданную границу: в месте начала и конца обхода в землю закапывают или втыкают предметы-обереги (железо, наконечник сохи), что усиливает магический эффект. Границу эту создают как в профилактических целях для защиты от заразных болезней, мора, навьих, злых духов и стихийных бедствий, так и в очистительных и/или отгонных целях - что собственно и есть наш случай. Т.е. создаётся оберег объекта или пространства от воздействия извне. Как известно из записок этнографов, женщины совершают этот обряд для отгона “Коровьей Смерти”, этого страшного для скотоводов чудища, что с самой Громницы бродит по задворкам. Ритуальный шум и пение, а также соблюдение особых условий (совершение обхода до восхода солнца, нагота участников и др.) также работает на усиление магического эффекта от обходного обряда.

Известно, что обходные обряды иногда совершались вокруг объектов почитания, чаще всего вокруг культовых деревьев. Кроме защиты людей и скота от моровых болезней, опахивание производили для получения хорошего урожая, для охраны от злых сил, для предохранения от пожара, для вызывания дождя, в качестве оберега при закладке дома, для защиты от града и др. бедствий.

У восточных и западных славян в соху обычно впрягались люди. Участниками обряда у восточных славян были в основном женщины в состоянии половой чистоты — целомудренные девушки, старухи, вдовы, реже — солдатки. Иногда допускалось участие беременных женщин. Лица, состоявшие в браке, и особенно мужчины к совершению обряда не допускались. Число участников обряда было кратным трём, например 9 девушек впрягались в соху, 3 вдовы управляли сохой, беременная женщина возглавляла процессию. Или как вариант три старухи — одна впрягалась в соху, две другие ею управляли. Ещё - 3 девушки шли впереди, 3 вдовы и солдатки шли следом, одна женщина тянула соху, другая управляла, а третья «ехала» сзади на помеле. Известны случаи, когда число участниц составляло 12 человек.

Обычно опахивание проводилось около полуночи, в редких случаях — рано утром до восхода солнца или на утренней заре. Обстоятельства совершения опахивания подчеркивали сакральный характер происходящего: обряд опахивания как правило совершался втайне от жителей села; если же обряд исполнялся с ведома остальных односельчан, то в ночь опахивания они должны были запереть все ворота, двери и окна и не выходить на улицу, нельзя было также покидать село или входить в него. О сакральности происходящего свидетельствовал и внешний вид участников обряда: нагота и распущенные волосы (у восточных славян).

Поведение участников зависело от характера обряда. Профилактическое опахивание совершалось ради оберега, все действия обычно происходили в глубокой тишине, участники хранили ритуальное молчание (так у восточных и южных славян) или читали заговоры и старались, чтобы их действия не заметил никто из посторонних. Если целью было прекращение уже начавшейся болезни и отгон ее за пределы села, то опахивание сопровождалось ритуальным шумом, криками, звоном, стуком, производимым косами, серпами, сковородами, печными заслонками и пр. При этом распевались песни, содержащие отгонные мотивы и угрозы в адрес болезни и смерти.

Ещё момент – у восточных славян опахивание часто сопровождалось ритуальным умерщвлением животного, попадавшегося на пути процессии, чаще всего кошки или собаки. Такое животное считалось воплощением болезни или «Коровьей Смерти».

Собственно, вот основные условия проведения правильного обряда[/spoiler]
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#4 Трислав » 29 января 2014, 16:02

О ритуальном битие
Теперь пару слов по поводу избиения мужчин всякими предметами. Нужно понимать, что ритуальное битьё не веселуха и повод оттянуться для милых дам, а элемент обходного обряда, ритуальное магическое действие (как например и осыпание зерном, обливание водой). Действие это направлено на продуцирующую и отгонную функции, провоцирует рождаемость (речь не только о детях, но и например о приплоде скота), здоровье и благополучие. Соответственно нужны продуманные заклинания-пожелания на удары предметом и настрой на результат. Ритуал совершается обычно на пороге, в воротах, около капища.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#5 Трислав » 29 января 2014, 16:05

О Коровьей Смерти
Русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф - Иван Петрович Сахаров (1807— 1863) в своих публикациях рассказывает о древнем поверье, рассказывающем о древнем народном обряде, совершаемом в феврале и принадлежащем к языческой вере наших Предков.
[spoiler=]Речь в нём идёт о чуме рогатого скота, олицетворённой в виде отвратительной наружности старой женщины, с руками-граблями - Коровьей Смерти. Завозят её в сёла мужики, случайно, осенью. С тех пор в селе происходит массой падёж скотины, вплоть до полного истребления. Чтобы не допустить проникновения нечисти в село, по осени проводили обряд ритуального опахивания.

Выглядел он следующим образом:
"Мужья, изъявив своё согласие, предоставляют этот обряд своим жёнам. Повещалка, женщина старая, опытная в подобных проделках, с раннего утра повещает по всем домам: пора, де, унять лихость коровью. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие.
Согласие всегда бывает готово, а уверенность в обряде опахивания придаёт особенную решимость. В знак согласия женщины обмывают руки водой и утирают их ручником, который носит с собой повещалка. После сего обряда она строго приказывает всему мужскому полу, от мала до велика: «не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка, в одной рубахе, выходит к околице и с диким воплем: «Аи! аи!» — бьёт в сковороду. На этот вызов выходят все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносит клятвы на коровью смерть. В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. С зажжёнными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения.
Впереди всех идёт с сохою повещалка и проводит борозду межеводную, за ней следуют несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их идёт толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полною уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть”. Обряд сопровождался песнями.“С окончанием сего обряда все женщины расходятся по домам с полною уверенностью, что за обведённую черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадётся в это время навстречу неистовым женщинам: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть".

И прячется Коровья Смерть вдали от деревень до тех пор, пока скотина не начинает выходить, чтобы погреть бока на набирающем силы и тепла февральском солнышке. Разыскивает она, хлева, нерадивых хозяев, у которых скотина находится без присмотра и должного ухода. Тогда:
" робкие поселяне тогда запирают свои хлева, а дальновидные и опытные убирают хлев лаптями, обмоченными в дёготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморённую коровью смерть".

В такие дни обращался народ к Велесу, скотьему Богу-покровителю, славил его, да просил уберечь их скот от падежа да болезни.
Заговоры против Коровьей Смерти

1. Морена ты, Коровья Смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора!
Мы тебя огнём сожжём,
Кочергою загребём,
Помелом заметём,
И по ветру разнесём!
Не ходи в наше село!
Чур - наших коровушек!
Чур - наших бурёнушек!
Чур! Чур! Чур!

***************************
2. Мара, Мара, Коровья Смерть!
Выйди вон! Выйди вон!
Из подмёта, из села,
Мы идём, мы идём,
Девять девок, три вдовы,
Мы тебя огнём сожжём,
Кочергой загребём,
Помелом заметём!
Выйди вон!
Выйди вон!
Чур тебя!
Чур тебя!
Чур тебя![/spoiler]
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#6 Трислав » 29 января 2014, 16:06

Для справки:
Обрядовые блюда: мёд питный, коровье масло, каша, калачи, печенье в виде подков. Запрет на говядину!

Треба: коровье масло, молоко, деньги, колач, свинина, цветные ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховый кисель, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#7 Трислав » 29 января 2014, 16:08

Изображение
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Готовимся к Велесову дню

#8 Трислав » 29 января 2014, 16:16

Обрядовый бой Марены и Велеса
Изображение
Изображение
Изображение
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение


Вернуться в «Родноверие в вопросах и ответах»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость