Стрибог

Описание: Разговоры обо всем

Мизгирь
Мизгирь

#1 Мизгирь » 7 сентября 2013, 14:16

"СТРИБОГ — языч. божество вост. славян. В С. употреблено не имя, а притяж. прил. от него: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы» (С. 12). Кроме С. этот бог упоминался в ПВЛ под 980 и в проложном житии Владимира в числе богов, кумиры которых были поставлены Владимиром в Киеве. Известны слав. геогр. названия, образов. от имени Стрибога: Стрибожь в Новгородской губ., Стрибоже озеро, р. Стрибожская на Киевщине, с. Стрибож на Житомирщине, польск. местечко Strzyboga близ Скерневиц (см. у А. Погодина, Е. Ф. Карского, Я. Е. Боровского, М. Фасмера). То, что имя Стрибога известно в польск. топонимике, дает основание предполагать, что Стрибог — общеслав. бог.

Функции Стрибога в слав. языч. пантеоне не установлены. Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол, кумир, во время язычества в Киеве боготворимый; ему приписывали власть над ветрами». М. Касторский в 1841 предложил этимологич. подтверждение такого толкования. Он сообщил, что stri на морав. наречии значит «воздух», «а посему Стрибог есть бог воздуха; его внучата были ветры». Эту этимологию приняли П. Строев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, С. Гедеонов, В. И. Петр и др.

Вероятно, исходя из «злой» сущности Стрибога, отраж. в С. (его внуки-ветры губят полки Игоря), некоторые исследователи предлагали видеть в нем не просто бога ветра, а грозного и сурового бога стихии, бога холодных ветров, бури, вихря, вьюги, стремит. ветра (П. Г. Бутков, С. В. Руссов, Е. В. Барсов, Е. Г. Кагаров).

И. В. Сребрянский предложил видеть в Стрибоге мрачную силу «в ее исконной борьбе с началом светлым». Д. К. Зеленин развил эту точку зрения. Он указал на праслав. глагол «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать», охарактеризовав Стрибога как «уничтожающего, истребляющего бога». Зеленин отождествил Стрибога с богом войны. Его поддержали А. С. Орлов, Боровский. Богом войны считал Стрибога и Погодин, но исходил при этом из др. этимологии (он возводил имя Стрибог к древневерхненем. strît — спор).

Др. исследователи, напротив, считают, что Стрибог — благое божество: «возвышенный бог» (от древнеиран. Stribaγa); «бог отец» (от индоевроп. *petēr bhagos); «сеющий бог» (от праслав. *ster, ср. простереть); «устроитель добра» (сближая со *strojiti); «бог, оживляющий природу» (сближая с *strib-recreace, стрьблъ = fortis, стрибати = saltare) (см.: Фасмер М. Этимологический словарь. М., 1987. Т. 3. С. 777; Вей. К этимологии древнерусского «Стрибог»).

Особую точку зрения высказал Е. В. Аничков. Предполагая у автора С. эвгемерич. взгляд на языч. богов, он считал, что Стрибог — не божество, а предок тех, к кому обращается в С. автор, называя их «внуками Стрибога».

Из всех перечисл. точек зрения представляется наиболее вероятной та, согласно которой Стрибог — мрачное божество, злое начало, противоположное светлому Даждьбогу. Прежде всего, следует принять во внимание соотношение имен «Даждьбог» и «Стрибог». В. В. Иванов и В. Н. Топоров, отметив грамматич. параллелизм этих имен (первые части которых — императивы «стри» и «даждь», а вторые части — слово «бог»), указали, что соотношение этих двух восточнослав. имен напоминает соотношение Бел(о)бога и Чернобога у балт. славян. Однако смысловую параллель между восточнослав. и балто-слав. парой богов исследователи не усмотрели. Если Белбог и Чернобог противопоставлены друг другу, то Даждьбог и Стрибог, по мнению Иванова и Топорова, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй (как бог ветров) разносит их. Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под. Косвенным доказательством противопоставленности солнечного Даждьбога (посылающего блага) и Стрибога (несущего смерть, уничтожение) могут служить чеш. поверья, указ. Срезневским, о постоянной борьбе солнца со всемогущей ведьмой Стрегой / Стригой (вероятно, это жен. ипостась Стрибога), несущей смерть и мор.

Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала хорошо вписывается в контекст С.: ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают как силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языч. представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна нар. этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христ. заместителем Стрибога. Известны нар. представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет (см. о нем: Мендельсон Н. М. К поверьям о св. Касьяне // Этногр. обозрение. 1897. № 1. С. 1—21; Чичеров В. И. Из истории народных поверий и обрядов: («Нечистая сила» и Касьян) // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 529—534). Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внеш. облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.

Лит.: Руссов С. Опыт об идолах, Владимиром в Киеве поставленных... // СО. 1824. Ч. 98, № 50. С. 147—151; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 59; Срезневский И. Об обожании солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. Отд. 2. С. 43; Костомаров Н. И. Славянская мифология. Киев, 1847. С. 110—111; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 320; Барсов Е. В. Критические заметки об историческом и художественном значении «Слова о полку Игореве» // ВЕ. 1878. № 10. С. 809—810; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игореве» // Изв. ист.-филол. ин-та Безбородко в Нежине. 1895. Т. 15. С. 28; Зеленин Д. К. Этимологические заметки // ИОРЯС. 1903. Кн. 4. С. 268; Петр В. И. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом // Изборник Киевский. Киев, 1904. С. 106—118; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 340—341; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. § 10 («Стрибог»). С. 30—31; Перетц. Слово. С. 79—80; Вей М. К этимологии древнерусского «Стрибог» // ВЯ. 1958. № 3. С. 96—99; Иванов В. В., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 15—16; 2) Стрибог // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 471; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982. С. 20."
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-1851.htm
Л. В. Соколова

Трислав M
Трислав M
Репутация: 176
Сообщения: 1906
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Ребриха Алтайский край

Re: Стрибог

#2 Трислав » 7 сентября 2013, 16:10

Меня давно интересует вопрос Стрибога, именно в области определения. Если предположить как основу мироздания первозданный хаос, то и Стрибог скорее всего не просто повелитель ветров, а некая сила приводящая сей хаос в движение. Наравне с разрушением, ветром, есть и например слово СТРОИТЬ.
Духовный Путь человека есть Путь Постижения им своей истинной Природы(влх Велеслав)
Изображение

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

Re: Стрибог

#3 Яробор » 7 сентября 2013, 19:41

А меня Сварог.
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"

Еленка 71
Еленка 71
Репутация: 0
Сообщения: 139
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Курская обл. г.Суджа

Re: Стрибог

#4 Еленка 71 » 22 сентября 2013, 21:05

))), непринимайте как лингвофричество, но слегка поднаторев в "родной речи" хочется привести пример "стрижа", "стрелка"... Корень "стр", что там еще быстрый...
Непомню, где читала вроде в "Велесовом Круге", Стрибог условно делится на воздух(ветер направления сыны Стрибога), космический аспект, в процессе проявления Вселенной и дыхание человека(первый вздох, последний), по-моему символизм вполне понятен...
"Стрибог (Ветер, Вейопатис/Бангпутис (лит.), Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.), Vāta/Vāju (инд.), Ват-Лунг (хант.), Галагон (осет.), Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-anšux (манси.), Шу (егип.), Вайю (ир.)) — Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы.
Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука (сыплется с крыши), каша, хлеб (разбрасываются куски), блины.
Жертва: белый петух, потроха, пепел от костей животных белой масти." из книги "Боги славян"
Если смотреть все описания предложенных похожих Божеств, все они связанны с воздушной стихией...
Незнаю, было ли космогоническое исследование в промежутке 13-19 веков славянских божеств в патеоне, но если взять близкий к родноверию шаманизм, так стихии земли, воды, воздуха и огня - просто обязаны были присутствовать, а что там за чем появилось можно рассуждать... Род родил Сварога и Ладу и так как Стрибог не позиционируется сыном Сварога (Чернобога), очевидно он был до их рождения))..
Кто тихо ходит, тот густо месит... Вот и хожу, и месю...

Ярополк M
Аватара
Ярополк M
Репутация: 8
Сообщения: 452
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Алтайский край
Сайт

Re: Стрибог

#5 Ярополк » 23 сентября 2013, 12:18

Еленка 71 писал(а):Сварога (Чернобога)
Вот здесь подробнее можно?
А мы стоим, и нас много – тех, кто пошёл вокруг сетей, не забыв наказы Рода.

Еленка 71
Еленка 71
Репутация: 0
Сообщения: 139
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Курская обл. г.Суджа

Re: Стрибог

#6 Еленка 71 » 23 сентября 2013, 13:04

Яровид писал(а):
Еленка 71 писал(а):Сварога (Чернобога)
Вот здесь подробнее можно?
Шибко подробно неполучится)), это у меня в "разработке")), а если серьезно, так могу поделиться мыслью... Есть у меня предположение, что славянская "космогония" была основана на вполне естественных процессах взимосвязи 4 стихий(что подтверждается греческими философами, на сколько они были греками и не были славянами вопрос другой), поэтому изначально существющие Божества вполне так имеют место быть, где "изначально" это до творения(разделения) Неба и Земли... Еще раз оговорюсь это мое предположение, но допустим Белбог и Чернобог - это процессы, которые имеют отражение в календаре "темная" и "свтлая" половины года... Стрибог - "космический ветер", Сварог не только Бог Неба и отец Богов, но и Кузнец, что указывает на стихию огня, Интра - вполне так вписывается в стихию вод, особенно если смотреть индуизм(а почему нет индоевропеская языковая общность, знаеете ли...), вопрос о Земле несколько размыт, но в у славян Земля-Лада первична и равнозначна со Сварогом... "Темной" стороной я подробно пока незанималась, но думаю должны быть символические повторы со "светлой" частью славянского пантеона... Как-то так... Брать "железо", "дерево", думаю не следует, хотя расширять эти ряды можно до бесконечности, потому как и то, и другое входит в поняте "земли".
Кто тихо ходит, тот густо месит... Вот и хожу, и месю...

Скоморох
Скоморох
Репутация: 24
Сообщения: 120
С нами: 5 лет 1 месяц

Re: Стрибог

#7 Скоморох » 23 сентября 2013, 14:17

Други, я все понимаю, но форум назван "Родноверие в вопросах и ответах".
Так, где вопросы то? Давайте все же перенесем описания богов в другой раздел и будем обсуждать их там.
Тем более, уж, простите. уровень обсуждения такой, что у любого новичка голова пойдет кругом и первое, о чем он подумает - эти люди сами не понимают того, о чем берутся судить.
И летит на крылатом коне Русь в далекие тысячелетья

Еленка 71
Еленка 71
Репутация: 0
Сообщения: 139
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Курская обл. г.Суджа

Re: Стрибог

#8 Еленка 71 » 23 сентября 2013, 14:30

Согласна
Кто тихо ходит, тот густо месит... Вот и хожу, и месю...

Еленка 71
Еленка 71
Репутация: 0
Сообщения: 139
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Курская обл. г.Суджа

Re: Стрибог

#9 Еленка 71 » 23 сентября 2013, 20:26

Среди богов чтимых на Киевском капище Владимира Святославовича известен Стрибог:
"... постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы"
Также Стрибог упоминается в христианских поучениях против язычества.
Из топонимики известны названия, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, село Стрибож на Житомирщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc [1].

Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы"

Упоминание ветров как "Стрибожьих внуков" подвинуло большинство мифологов начиная с 19го века считать Стрибога славянским богом ветра. Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский [2]. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.

Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны [3]. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны [4]. И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".

Иные исследователи, абстрагируясь от показаний "Слова о полку Игореве", видят в Стрибоге благое божество исходя из этимологий: "возвышенный бог" (от древнеиран. Stribaya), "сеющий бог" (от праслав. *ster, ср. простереть), "устроитель добра" (сближая со *strojiti) и др. [5][6].

Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго – с ветром" [7].
В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их [8].
Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под." [9].

В итоге, при первом приближении Стрибог предстает в следующем свете: Он
1) покровительствует ветрам и воздушной стихии ("вѣтри, Стрибожи внуци"; моравское "stri" - "ветер, приносящий непогоду")
2) связан с войной и смертью ("вѣютъ <...> стрѣлами на <...> плъкы", "стрити" — "уничтожать" и др.)
3) пребывает на/за морем ("вѣютъ съ моря", южно-русский образ Ветра как сердитого старика, который живет "за морем") [10]
4) имеет особые отношения с Даждьбогом (скорее всего антагонистичные)

Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия [11].
http://slav-drevnosti.livejournal.com/43134.html
Попалась довольно интересная сравнительная статья Стрибога и хр. Касьяна...
Кто тихо ходит, тот густо месит... Вот и хожу, и месю...

Яробор M
Совет Старейшин
Аватара
Яробор M
Совет Старейшин
Репутация: 3554
Сообщения: 14255
С нами: 5 лет 1 месяц
Откуда: Казахстан, Алматы
Сайт Facebook Skype ВКонтакте

#10 Яробор » 3 сентября 2014, 18:47

Стрибог

«…К сожалению, функции Стрибога в Лаврентьевском и Ипатьевском списках хроники Нестора не обозначены. Некоторые доводы о возможном соотнесении
этого мифологического образа с божеством ветров, т.е. богом уранистическим, делаются, основываясь на данных другого источника по восточнославянской духовной и материальной культуре конца XII в. – Слово о полку Игореве: „се ветры, стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъки игоревы “ (СПИ 14;Мартынов ук.соч. 71).
Очевидно, что ответ на вопрос о месте бога в восточнославянском пантеоне и его функциях может дать лишь лингвистический анализ теонима, поскольку значения имён богов почти всегда, так или иначе, соответствуют их функциям.

…анализируемый теоним рефлектирует метатезу морфологического характера, определённую феноменом табу: ст. русс. Стри-богъ ← [*С-тр-и- ← *-триС]←*Сирть-богъ [? анаграммическое распределение основы с метатезой начального С- из-за отсутствия в восточнославянском фонотактической связки ТРИС- (связка СТРИ- в русском языке довольно широко употребляема: русс. стрuва „конъ или городъ (въ играх)“; стрикъ „полоса, черта и др.“, стрiй (арх. строй, стрый) „отцовъ братъ, дядя по отцѣ“ (Даль IV 340) (…)] русс. (архаизм) сирть „водоворотъ, виръ, вырь, пучина, вoдокрут“4 (Даль IV 188), т.е. первый компонент композита типа karmadhāraya

Семантическую связь между анализируемым теонимом и названиями водяного пространства рефлектируют теофорные гидронимы Украины: Стрий р., Стрибозька р., Стрибоже озеро (ещё ср. топ. Стригород, Стрибiж (Житомирская обл.)

можно выдвинуть осторожное предположение, что словоформа типа karmadhāraya была образована
по образу греческой модели формирования композитов старославянского периода (подробнее см. Хабургаев ук.соч. 206 д.), т.е. её можно истолковывать как древне-
греческую кальку имени бога зимних ветров Μαιμάκτης Ζεῦς (ещё см. Нильссон 1998, 11), что подтверждает догадку Рыбакова (1981, 432, 603) о трактовке этого теонима как эпитета верховного божества (возможно, Перуна15), Ср. замечание Топорова (1990, 21): „<…> в заговорах Ветер или заместитель Громовержца в славянс-кой традиции, реализующий одну из его функций – веять ветрами <…>“.

Идентичные мифологемы (по семантическому признаку (!!!), т.е. „бурление воды“<-> „быстрое течение [т.е. вода бурлит]“ <-> „буря“ <-> „ветер“ <-> „вихрь“ -> „бог
ветров, бурь“) присущи и для религиозной системы балтийцев, ср. в Ятвяжской книжке (подробнее об этом источнике см. Kregždys 2009a, 174 т.д.) упоминающиеся
три варианта имени бога ветров и бурь прусс. Bardoayts, Gardoyts, Perdoyts,…
т.е. можно восстановить теонимы: зап.балт. *Bar-dāitis, *Gar-dāitis, *Pār-dāitis *„тот, который заставляет [воду] бурлить, кипеть, буйствовать“ → *„тот, который поднимает бурю“ = *„бог бури“ (подробнее об этимологии этих теонимов см. Kregždys 2008, 79 т.д.), ср. идентичную модель композита, первый компонент которого выражен субстантивом, а второй – субстантивированной глагольной формой, т.е. лит. Bang-pūtỹs „бог водяного пространства; морской ветер“, прусс. Bangputtis „бог ветра и волн“ < прусс. *bang- „волна“ + *pū˘t- „(по)дул“…

Весьма важно, что в описании прусс. Bardoayts (Gardoyts, Perdoyts) можно усмотреть рефлексы тех самых функций, которые приписывается Стрибогу в древнерусском эпосе Слово о полку Игореве, т.е. они оба являются повелителями ветров:
Dieser gott wirdt geehret alleine von denen, die da schiff en Im Mehre oder Sehe. Sie glauben,ein grosser Engel stehe auf dem Mehr. Wo der sich hinkeret, da blest er die Schiff e vmb, das
sie mit seinem zorn vntergehen. (BRMŠ II 134), т.е. „Этого бога прославляют лишь те,которые плавают по морю. Они верят, что он представляет собой большого ангела, стоящего в море. В которую сторону он поворачивается, там он опрокидывает ветром19 [ср. нем. umblasen „сдувать, опрокидывать (вeтром)“ (НРС 868)] судна,
которые из-за его гнева тонут“ [несколько другое истолкование немецкого текста представлено в BRMŠ II 149, где не акцентируется способ и орудие действия божества – ветер. Это приводит к появлению всякого рода псевдонаучных гипотез, якобы само божество является ветром (ср. Narbutas 1998, 30 – подробнее см. Kregždys
2008, 87), хотя и атрибутика, и внешний облик, и иерархическое положение бога, а также место и особенности проведения обрядов в его честь свидетельствуют о соотнесении образа балтийского повелителя ветров с главным божеством балтийского пантеона Перкунасом [= Parkuns в Ятвяжской книжке] (подробнее см. Kregždys 2008, 98 т.д.) – такая гипотеза подтверждается и соответствующим соотношением
Стрибога и Перуна (см. дальше)].
Основываясь на данном лингвистическом и мифологическом материале балтийских племён, а также на весьма важной информации Слова о полку Игореве, т.е. определении Стрибога как владыки ветров (СПИ 82), необходимо усомниться в истинности гипотез тех исследователей, которые в стиле pluralis poeticus отвергают подлинность информации наиважнейших источников славянской культуры (и духовной, в том числе), проповедуя секуляризованный и для исследования славянской религии совсем неприемлемый метод объяснения мифологем через призму социального деления племени (ср. Мартынов ук.соч. 71 [и литературу] – первый такое толкование информации этого источника предложил Аничков, а им последовал Брюкнер (подробнее см. Bruckner 1980, 163)). Такой способ решения проблем реконструкции славянской обрядовой и религиозной систем искажает общие черты построения И-Е пантеона: упоминание «стрибожи внуци» нельзя изъяснять как военную дружину (см. Мартынов т.ж.), поскольку и в балтийской (см. выше), и в
индийской мифологической системе бог ветров не является действующим автономно, но всегда в сопровождении верховного бога – Индры RV X 22, 4-5 (МС 118)
(ещё см. Macdonell 1897, 56), т.е. по принципу первоочерёдности в иерархическом звене уранистических богов главенствующим божеством является бог грозы (балт.Перконс, слав. Перун), а лишь потом следует все другие, находящиеся в его подчинении, т.е. бог ветров [наверняка это эпитет того же самого бога грозы, в поздний период приобретшего отдельный облик, культ которого в свою очередь связан с богом неба (см. дальше)], его сыновья – вихри (!!!),…

Имея в виду вторичность иерархического положения Индры, его в первой очереди сопоставили с Dyauh., а его потомков Marutah. (по другой версии, они являются сыновьями Рудры (см. МС 343) – вихрей, до того занимавших второе иерархическое положение после Dyauh. (как его потомков – см. МС 201; ещё ср. атрибутику мaрутов – пот (т.е. вода), жир, мёд, молоко (см. МС 343), тождественную символике Dyauh. (см. выше)), при религиозной реформе претерпевших деградацию, стали воспринимать как подчинённых Индры (ср. эпитет Индры Marutpatih. „Повелитель мaрутов“) (см. Macdonell ук.соч. 57, 60, 110, 126), т.е. они стали восприниматься как третье колено богов, т.е. являются внучата Dyauh.и соответственно Индры (!!!). В славянской же традиции, как и в балтийской, ветра тоже находятся в распоряжении главного божества небесного пространства и грома, поэтому их именование [в восточнославянской традиции] стрибожи внуци является не гапаксом, которое нужно объяснять путём социализации мифологических образов (т.е. изъяснять его как метонимическое наименование вооружённого отряда), как предполагает Мартынов [и другие исследователи] (см. выше), а И-Е закономерностью, отражающую построение пантеона индоевропейцев времён племенной общности. Поэтому информация источника восточнославянской письменности Слово о полку Игореве должна восприниматься как аутентическая и рефлектирующая мифологические архаизмы балто-славянского периода культурной (а может и племенной) общности

… Теоним Стрибог рефлектирует композит типа karmadhāraya с метатезой морфотактического характера, определённой феноменом табу: ст. русс. Стри-богъ ← *Сирть [анаграммическое распределения основы - русс. (арх.) сирть „водоворотъ, виръ, вырь, пучина, вoдокрут“] + русс. бог „творец, создатель, вседержитель“.
…Мифологема „бог ветров, бурь“ присуща и для религиозной системы балтийцев: прусский теоним Bardoayts (и его варианты Gardoyts, Perdoyts) соотносим с образом главного божества балтийского пантеона – богом грозы Перкунасом.»

Роландас Крегждис
«Восточнославянские боги Киевской Руси:Стрибог
(сопоставительный анализ данных славянской и балтийской мифологических систем)»
Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа.
Жрец-верховода АРО "Серебряный серп"


Вернуться в «Постоялый двор»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость